«Единая Россия» позовет сторонников голосовать за партию через мессенджеры и соцсети
Перейти к такой агитации поспособствовала пандемия коронавирусаПеред выборами 13 сентября партия «Единая Россия» будет рассылать сообщения своим сторонникам через мессенджеры, соцсети и электронную почту, призывая их проголосовать за партию и ее кандидатов на выборах в заксобрания, гордумы и довыборах в Госдуму. Если эта технология сработает, то в следующем году такие призывы будут рассылать и для голосования за партию и ее кандидатов на выборах в Госдуму. Об этом «Ведомостям» рассказали два собеседника – близкий к «Единой России» и близкий к администрации президента. Идея принадлежит замсекретаря генсовета «Единой России» Сергею Перминову, говорят оба собеседника «Ведомостей». Перминов подтвердил «Ведомостям», что такая агитация будет проводиться.
«Партия считает, что ее сильная сторона – это базы сторонников, которые за последние полгода проявили себя как волонтеры на голосовании по Конституции и во время карантина. Единороссы хотят, чтобы сторонники приводили голосовать за партию и ее кандидатов родственников, знакомых. Рассылка будет делаться по базам данных, чтобы так установить цифровую коммуникацию», – говорит собеседник, близкий к администрации президента. Он не исключил, что это будут не только базы сторонников партии, но и другие базы данных: «Например, если люди работают в бюджетной сфере, то, скорее всего, они все-таки проголосуют за власть». Происходит технологизация выборов, в том числе и агитации, заключает собеседник: «Сейчас агитацию через мессенджеры и почту опробуют на всех осенних выборах в заксобрания и гордумы, а в следующем году могут применить и на выборах в Госдуму». Базы сторонников партии делаются уже многие годы – это те, кто когда-либо голосовал за «Единую Россию», говорит собеседник, близкий к единороссам: «Происходит такая цифровизация этой базы – если раньше по ней были обходы и раздатки, то сейчас агитация будет в электронном виде. Непонятно, например, увидел ли человек раздатку в почтовом ящике, а в мессенджере видно, что человек прочитал сообщение. Новшество как раз в том, что это будет идти через соцсети, электронную почту и мессенджеры».
О том, что в WhatsApp появился агитационный бот, который призывает голосовать за кандидатов от «Единой России», сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на липецкое отделение КПРФ. Сообщения распространяют среди бюджетников и в родительских чатах. Бот сообщает о кандидате, за которого необходимо проголосовать, не информируя, что он идет от «Единой России», но пишет, что кандидат выдвинулся по инициативе губернатора Игоря Артамонова. В липецком отделении «Единой России» сказали, что партия не имеет отношения к боту. Перминов сказал «Ведомостям», что это действительно одна из технологий, которую партия будет применять на выборах.
«Единая Россия» в 2020 г. набирала волонтеров через интернет, проводила праймериз в электронном виде, а, например, в Татарстане при подготовке к муниципальным выборам все желающие могли зарегистрироваться и принять участие в определении списка кандидатов на цифровых платформах, говорит Перминов «Ведомостям». «Работа каждого регионального отделения будет выстраиваться так, как оно сочтет оптимальным, – информирование через рассылки на почту, sms-информирование или что-то еще, что они сочтут нужным. Мы хотим накопить как можно больше информации для анализа и для выработки более точных алгоритмов взаимодействия, в том числе и в цифровой среде», – рассказывает единоросс. На прошлых выборах подобное информирование использовалось, просто практика от региона к региону была разной, говорит он: «Сейчас это будет масштабно, регионам рекомендовано применять такие технологии. В этом году из-за пандемии мы сделали большой скачок в цифровой сфере». По словам Перминова, рассылка будет идти исключительно по базам сторонников, а не базам жителей региона.
По сути, это политический спам, нужно будет установить, откуда у отправителей данные избирателей – одно дело, если они давали согласие на использование своих персональных данных, другое дело, если нет, говорит сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц: «Второй вопрос – будет ли такая агитация оплачиваться из средств избирательных фондов партии или кандидата, поскольку вряд ли массовая рассылка будет проходить в ручном режиме. Соответственно, встает вопрос, из чьих средств будет оплачиваться необходимое программное обеспечение и интернет-трафик для рассылки».
Агитация через соцсети и мессенджеры – один из немногих доступных способов дойти до избирателя больших городов, в особенности мегаполисов, говорит политтехнолог Екатерина Курбангалеева: «Кроме того, аккаунты позволяют работать как точечно с избирателем, так и с определенными целевыми группами». Перевод базы сторонников в онлайн – неизбежный путь, считает она: «Но нужно вводить понижающий коэффициент, поскольку у всех партий растут антирейтинги. Будет и раздражение, но не больше, чем из-за агитации от двери к двери. К тому же такая агитация в период пандемии стала небезопасной – сейчас агитация во многом ушла в телефоны и интернет. Таким образом, пандемия подтолкнула посмотреть, насколько подобные каналы агитации эффективны».