«Мы обещали людям не терять территории». Пресс-конференция Зеленского на фуд-корте

Украинский президент высказался о встрече с Путиным, отношениях с Трампом и ситуации в Донбассе
Gleb Garanich / REUTERS

Президент Украины Владимир Зеленский 10 октября проводит многочасовую пресс-конференцию на территории Kyiv Food Market в Киеве. Трансляцию ведет офис Зеленского в Facebook. Главные заявления украинского президента – в материале «Ведомостей».

О встрече с Путиным

«Встречаться мы [с президентом России Владимиром Путиным] можем только в двух форматах: нормандский формат и встреча моя прямая с президентом России. Об этой встрече прямой никто не говорит, потому что все против... Эта встреча должна быть, если мы хотим завершения войны. Мы сейчас говорим только о нормандском формате. Пока что он такой, и я действительно очень благодарен нашим западным партнерам, что у нас он есть хотя бы, у нас есть что-то, и сейчас все готовы к нормандскому формату».

О протестах против «формулы Штайнмайера»

Зеленский признал, что его команда недостаточно общалась с гражданами относительно «формулы Штайнмайера»: «Господин [экс-президент Украины Петр] Порошенко почему против разведения [сил]? Он почувствовал, что "формула Штайнмайера" – это ключик и это идет в одном, скажем так, кейсе, обсуждаемом на улицах: "формула Штайнмайера" и разведение. Потому что коммуникационно, я считаю, что наши ребята проиграли. Мы действительно не докоммуницировали с людьми, и это правда. И это ошибка, но в наших шагах других, защищающих интересы нашей страны, никакой ошибки не было».

В то же время «формула Штайнмайера» пока не начала действовать: «Оно [внедрение формулы] может состояться только в законе об особом статусе [Донбасса]. Имплементация этой формулы может состояться только в законе. То есть "формула Штайнмайера" вступает в силу тогда, когда выступает в силу закон об особом статусе. Именно такой порядок».

Альтернативы «формуле Штайнмайера» пока нет, заключил украинский президент.

О разговоре с Трампом

Обнародование стенограммы разговора с президентом США Дональдом Трампом «немного подрывает дипломатические отношения» между странами, признался Зеленский. «Я не рад, что это вышло [разговор с Трампом] наружу. Потому я считаю, что это немного подрывает любые дипломатические отношения в целом. Считаю, что это неправильно, так как это тот период, когда возможность тактики уменьшилась до нуля».

Отвечая на вопрос о том, видит ли он коррупционную составляющую в просьбе Трампа расследовать дело Burisma, в котором фигурируют бывший вице-президент США Джо Байден и его сын Хантер, Зеленский сказал: «В данном случае, я думаю, это не было коррупцией... Я сказал, что мы некоррумпированы [в части расследования Burisma], что мы открыты для расследования всех дел, и мы будем это делать по закону».

«Я думаю, что я не нарушал закон, прежде всего закон Украины. А то, что сказал господин Трамп, я хотел бы, чтобы комментировало законодательство Соединенных Штатов Америки, а не я как президент Украины. Потому если я как президент Украины буду комментировать разговор с господином Трампом, то это будет прежде всего вмешательство в вашу [американскую] законодательную систему, вмешательство в ваши будущие выборы, а значит, будет вмешательство в избирательный процесс, который из-за меня станет непрозрачным и зависимым».

Об отношениях с США

«Звонок никак не мог повлиять на наши отношения с Америкой». Если изменения в отношениях с США и произойдут, то «мы об этом узнаем из Twitter», отметил Зеленский.

Комментируя вопрос, может ли Украина рассчитывать на Трампа, Зеленский сказал: «Мы рассчитываем в первую очередь на поддержку США и в том числе на поддержку президента США Дональда Трампа. А то, что происходит во внутренней политике, – я не хочу комментировать. Это вопросы их внутренней политики, а в международных отношениях я не вижу изменений по отношению к нам».

О Донбассе

«Когда меня выбрали президентом, напомню, какого Зеленского выбирало общество, – президента, который остановит войну. И я остаюсь таким человеком. Моя главная цель и главная линия – я хочу остановить войну».

Зеленский подчеркнул, что при наличии неприемлемых для Украины условий мира в Донбассе он скажет об этом в нормандском формате – и начнется поиск других путей решения этого вопроса. «Если я почувствую, что мы действительно все готовы что-то делать, чтоб прекратить войну, мы будем это делать и будем говорить о формате выведения войск и идти по этому сценарию», – отметил он.

Для общения с Россией, в том числе для решения этого вопроса, есть два формата: нормандский формат и минский процесс. Зеленский отметил, что ради достижения мира в Донбассе готов трансформировать эти форматы.

«Мы обещали людям не терять территории и закончить войну».

О Крыме

Зеленский заявил, что против введения на Украине военного положения и попыток решать проблему Крыма военным путем. «Если мы говорим про людей и территории, то первый приоритет – это люди, второй – территории», – отметил он.

«Общество не голосовало за президента, который придет и скажет, что у нас военное положение, у нас война, мы будем воевать, у нас армия готова, мы пойдем на Донбасс войной, мы заберем войной свои территории». «Если вы такое скажете, то мы должны идти войной на Крым, несмотря на то что наша армия не готова», – считает президент Украины. «Дело не в армии: я как президент не готов терять людей, – подчеркнул Зеленский. – Поэтому выбран дипломатический путь».

О ситуации с Приватбанком

«Я считаю, что стоит с ним [экс-собственником государственного Приватбанка Игорем Коломойским] говорить по этому вопросу. Я считаю, что нужно было взять независимых международных экспертов, которые должны были "надавить" и решить этот вопрос».

При этом Зеленский не исключил поражения в судах в спорах с Коломойским без досудебных договоренностей: «В суде не все так честно, не все так чисто, и не во всех этих делах у нас может быть победа. Поэтому нужно на берегу, еще до суда, договориться. Но договариваться должен эксперт международный, о котором все знают, что он independent one».

Президент Украины допустил возможность заключения «мирового соглашения», но без компенсации экс-владельцам Приватбанка из госбюджета и возврата им кредитной организации: «Соглашение может быть. Если мы слышим от одного из источников, что есть слабость по тому или другому делу, то нужно разговаривать. Вы не можете угрожать, но нужно говорить. Чтобы государство не несло убытков... Нужно сесть и сказать: так не будет, денег нет, никто ничего не вернет, давай урегулировать – ты хочешь жить в этой стране. Но мне не дают возможности это сделать».

О риске нового майдана

Зеленский заверил, что кровопролития в случае массовых акций и нового майдана не будет: «Я общаюсь с людьми, и я готов общаться... Я ничего этого не боюсь, в любой момент, в любую секунду, если действительно общество не захочет, чтобы моя команда продолжала, чтобы я не был президентом, смотрите, кровопролития не будет, я очень спокойно к этому отношусь».

«Но люди должны знать, что они выберут. Они точно тогда не выберут прекращение войны, и они точно будут выбирать среди того "меню"... которое есть на этом продажном политическом рынке».

Об испытательном сроке для министров

Министр внутренних дел Арсен Аваков, как и все остальные министры, сейчас на испытательном сроке, заявил Зеленский. «Я ничего ему [Авакову] не обязан и не должен. Скажем честно, есть испытательный срок. Мы хотим увидеть новые лица в министерстве внутренних дел. Новый человек в национальной полиции, насколько я знаю. Точно новый человек в пограничниках – я об этом договаривался с министром внутренних дел и с нашим кабмином. Потом у нас национальная гвардия обновленная», – пояснил президент. По его словам, среди силовиков «очень много новых людей, поэтому есть испытательный срок».

Об отношениях с российскими артистами

«Я почти потерял всех [связь со всеми российскими артистами]. У меня с Андреем Макаревичем нормальные отношения, редко видимся, последний раз где-то два года назад. У меня нормальные отношения с Марюсом Вайсбергом, который снимал наши фильмы».

Зеленский добавил, что общался с участниками Comedy Club, когда они приезжали на Украину, в частности с Семеном Слепаковым и Александром Ревой. «Рева наш, он же донецкий, мне кажется, у него даже наш паспорт», – отметил президент Украины.