На выборах в Мосгордуму победили Навальный и его «умное голосование»

Но менее управляемым городской парламент вряд ли станет
Коммунист Николай Губенко сохранил свой депутатский мандат, показав наивысший результат среди всех победителей московских выборов, – 58,29%/ Дмитрий Коробейников / ТАСС/ ТАС

Воскресные выборы в Мосгордуму принесли сенсационный результат: при очень низкой явке (21,77%) кандидаты от оппозиционных партий победили в 20 из 45 одномандатных округов, а число единороссов и их союзников в новом городском парламенте сократится на треть – с 38 до 25 (10 из них – депутаты предыдущего созыва). Остальные 20 мест займут представители КПРФ (13 мандатов), «Яблока» (4) и «Справедливой России» (3) – все они были поддержаны Алексеем Навальным в рамках стратегии «Умное голосование», призывавшей голосовать за самого популярного в округе кандидата от парламентской или непарламентской оппозиции.

Чем закончились выборы

Самым громким стал проигрыш лидера московских единороссов Андрея Метельского в округе № 15 кандидату от КПРФ Сергею Савостьянову. Метельский сказал «Интерфаксу», что на результаты голосования повлияло расследование Навального [о недвижимости его семьи]. Действующий председатель гордумы единоросс Алексей Шапошников сумел победить, хотя экзитполы предсказывали ему поражение. В округе № 45, где к выборам не был допущен оппозиционер Илья Яшин, поддержанная мэрией проректор Высшей школы экономики Валерия Касамара проиграла справороссу Магомету Яндиеву, которого поддержали Яшин и Навальный.

Переизбрались на новый срок все четыре действующих депутата от КПРФ – Николай Губенко, Леонид Зюганов, Николай Зубрилин и Елена Шувалова. Еще один коммунист, экс-кандидат в мэры Вадим Кумин, уступил в округе № 8 поддержанной «Яблоком» Дарье Бесединой. Вместе с ней во фракцию «Яблока» войдут Евгений Бунимович, Сергей Митрохин и Максим Круглов.

Самая драматичная ситуация сложилась в округе № 30, где победила кандидат от власти Маргарита Русецкая, обогнавшая занявшего 2-е место независимого кандидата Романа Юнемана всего на 84 голоса. Он не был поддержан «Умным голосованием». Этот округ стал одним из трех, где проходил эксперимент по дистанционному голосованию, и онлайн-избиратели отдали Русецкой 1120 голосов, а Юнеману – 455. В ходе выборов система электронного голосования работала с перебоями, что признали и московские власти. Юнеман сказал «Дождю», что электронное голосование «украло у него победу», и пообещал бороться за отмену результатов онлайн-выборов.

Мэр Москвы Сергей Собянин назвал эти выборы самыми эмоциональными и реально конкурентными за всю последнюю историю: «Страсти были нешуточные <...> Дума стала политически более разноплановой, что в общем, надеюсь, будет на пользу городскому парламенту».

Навальный на своем сайте поздравил всех соратников, признавшись, что «готов просто ходить по Москве и всех расцеловывать. Особенно жителей Гольянова [где проиграл Метельский]». «Умное голосование» изначально возникло от понимания, что никакое объединение оппозиции никогда не случится. В системной оппозиции есть разные люди, но действовать коллективно с другими участниками выборов им не позволят. Значит, надо принудительно объединить их снизу, основываясь на максимально честном подходе», – пояснил Навальный, подчеркнув, что за всю историю Мосгордумы там «даже близко» не было такого количества не согласованных с властью кандидатов.

Пресс-секретарь мэра и правительства Москвы Гульнара Пенькова не ответила на вопрос «Ведомостей», считает ли мэрия, что на результаты выборов повлияло «умное голосование».

Представители партий – бенефициаров «умного голосования» поспешили заявить, что добились успеха без помощи Навального. Сооснователь «Яблока» Григорий Явлинский заявил «Интерфаксу», что благодарен оппозиционеру за поддержку, но к системе «умного голосования» относится негативно. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что победы коммунистов никак не связаны с этой стратегией. Об этом же сказал и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов.

Как сработала стратегия

«Умное голосование» сработало в Москве, потому что власти сделали все, чтобы разозлить избирателя, – сработали отказы в регистрации независимым кандидатам, аресты, разгоны мирных демонстраций и уголовные дела, считает политолог Александр Кынев: «Умное голосование» – просто технология, но эффект она принесла именно за счет усилий, приложенных властями. Но это не значит, что Москва стала вновь протестной, а раньше не была, – просто у любого процесса есть фазы. Это стабильный огонь, но в этом году дали жару: власть спровоцировала людей и получила ответ». С тем, что стратегия Навального увенчалась успехом, согласен и политолог Григорий Голосов: «Цель была в том, чтобы снизить представительство «Единой России» и связанных с ней политиков в Мосгордуме. Оно сократилось, и это выдающийся успех «умного голосования», хотя люди, которые прошли в Мосгордуму, политически далеки от Навального».

Структуру явки на выборах пока оценить сложно, в целом же московский политический ландшафт состоит из 50% лоялистов, 25% сторонников оппозиции и 25% ситуативного электората, говорит руководитель близкого к Кремлю и мэрии Фонда развития гражданского общества Константин Костин: «От поведения этого ситуативного электората зависят показатели различных политических сил. В 2014 г., после Крыма, этот электорат был у «Единой России», сейчас же они проголосовали за левые партии». «Умное голосование» можно считать удачным как способ политического прогнозирования, но не как способ политической мобилизации, считает эксперт: «Оно сработало только в тех округах, где у недопущенных кандидатов был свой электорат, как у Яшина, – там часть сторонников пришла и проголосовала за того, на кого он указал».

В Москве антисистемные настроения достигли такого уровня, когда для выражения недовольства людям оказались не нужны кандидаты, которым хочется отдать свой голос, считает политолог Аббас Галлямов: «Москвичи теперь готовы голосовать, исходя из принципа «просто назло системе». Если бы «умное голосование» не критиковали, а поддержали остальные активисты вроде Дмитрия Гудкова и Михаила Ходорковского, то результат был бы еще более впечатляющим, добавляет эксперт: «Возможно, тогда оппозиционерам вообще удалось бы заполучить большинство в Мосгордуме».

Что будет с Мосгордумой

Мосгордума оказалась похожа на федеральный парламент, москвичи получили не демократическую фракцию, а коммунистическую – и она является частью власти, отмечает эксперт Московского центра Карнеги Андрей Колесников: «На выходе мы имеем единороссовско-коммунистическую Мосгордуму. Вряд ли это как-то скажется на московских властях, поскольку здесь авторитарное правление, они на Мосгордуму не будут обращать внимания. Надо будет посмотреть, что будут делать депутаты, когда возникнут проблемы с застройкой или встанут другие острые вопросы. Но есть сомнения, что это имело какой-то прагматический смысл».

Вряд ли Мосгордума изменит стиль работы, согласен руководитель экспертного совета близкого к Кремлю ЭИСИ Глеб Кузнецов: «Появившийся состав Мосгордумы не позволяет рассчитывать, что это будет оппозиционный аквариум с тысячей ярких рыбок. Будет то же самое [что и было], поэтому можно считать, что мэрия свои задачи все равно решила и парламент будет управляемым».

Мосгордума по-прежнему будет подконтрольна мэрии, потому что большинство у единороссов, отмечает Голосов: «Но будет ли она более независимой, более активно действовать как контрольный орган и выдвигать независимые инициативы? Будет – просто потому, что есть люди, которые могут это делать».