Губернаторы отказались в своих посланиях от социальной повестки в пользу экономической

Лишь два губернатора упомянули в своих речах о пенсионной реформе
Пенсионная забывчивость/ Денис Абрамов / Ведомости

Повестка выступлений губернаторов в их ежегодных отчетах перед региональными парламентами сменилась с социальной на экономическую. Это связано с тем, что возможности новых обещаний ограничены и нарастает контраст между социальными запросами граждан и возможностями государства, говорится в докладе фонда «Петербургская политика» о ежегодных посланиях глав регионов.

Экономический блок в отчетах губернаторов становится основным и весьма оптимистичным – он связан со снижением закредитованности регионов, «потенциальными точками роста», но почти не касается экономической конъюнктуры, реализации госпрограмм или майских указов. При этом в текстах посланий губернаторов почти нет внешней и внутренней политики, проблем отношения общества и власти, выборов, вся политика сводится к тому, что губернаторы хвалят отношения между регионами и федеральной властью. Эксперты фонда отмечают, что губернаторы предпочитают не говорить о теме борьбы с коррупцией и активности правоохранительных органов. Однако среди тех, кто ее поднимает, есть разные мнения. Так, в ряде регионов (Татарстан, Самарская область, Калмыкия) оценки повышенной активности правоохранительных органов в отношении чиновничества и бизнеса скептические, солидарность с политикой правоохранительных органов редка (Калининградская область).

Губернаторы должны отчитываться перед заксобраниями обычно раз в год. Эксперты говорят, что в посланиях учитывался информационный фон последнего года: так, с ноября 2017 г. по 18 марта 2018 г. основным фоном стала повестка президентских выборов. С середины марта до середины мая они готовили людей к реформам нового срока президента, потом была переориентация на новый майский указ, с июля по середину сентября лавировали между негативной повесткой и задачами единого дня голосования, а после выборов появилась атмосфера ощущения социально-политических рисков, связанных с падением рейтингов и результатами осенних выборов.

Губернаторы учитывают фактор пенсионной реформы, однако не могут компенсировать рост негативизма граждан в отношении социальной политики, поэтому и значение социальных блоков падает, в речах предпочитают говорить в основном о здравоохранении и долголетии, отмечает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов: «В 2010-х гг. социальная повестка была основной, сейчас же губернаторы уходят в экономику, не обязательно потому, что там происходит что-то прорывное, а потому, что не могут вернуть прежние ожидания населения от социальной политики». Весной было объявлено о новом майском указе президента, о подготовке новых национальных проектов, однако губернаторам непонятно, на какие средства их реализовывать: в бюджетах регионов денег на них нет, все зависит от помощи федерального центра, сказал политолог Николай Петров: «Поэтому общие вещи про экономический рост они могут говорить, экстраполируя тенденции федерального центра, а социальная политика зависит от средств, которые им дадут на нацпроекты».

Большинство посланий было сделано до объявления о пенсионной реформе, однако в 16 случаях, когда они были сделаны после этого, лишь два губернатора упомянули о ней. Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что поддержка москвичей в связи с повышением пенсионного возраста выделена в качестве приоритета, было объявлено о сохранении льгот в привязке к возрасту и о введении системы гарантий старшему поколению. Президент Татарстана Рустам Минниханов сказал, что предстоит работа в части решения вопросов занятости людей предпенсионного возраста. Есть ощущение, что губернаторы обходят пенсионную реформу стороной, поскольку позитивного контента нет, они оставляют эту тему федералам, говорит Виноградов. Умалчивание вопроса о пенсионной реформе связано с тем, что губернаторы общаются непосредственно с людьми и понимают, как они ее воспринимают, считает Николай Петров: «Губернаторы бы и сами ее не стали поддерживать, если бы им не выламывали руки. Кто-то смог смикшировать риски от нее, если в бюджетах были деньги, другие, наоборот, старались не привлекать к ней внимания».