Прокуроры поправили контролеров

Чиновники незаконно требовали от бизнесменов информацию, которой уже располагают госорганы
Генпрокуратура обнаружила несоответствия закону о защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей сразу в пяти административных регламентах
Генпрокуратура обнаружила несоответствия закону о защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей сразу в пяти административных регламентах / С. Портер / Ведомости

Минтруд и Минприроды по требованию Генпрокуратуры внесли поправки в регламенты, которые определяют порядок действий подведомственных им Роструда и Росприроднадзора при осуществлении контроля за предпринимателями. Об этом сообщила пресс-служба надзорного ведомства. Генпрокуратура обнаружила несоответствия закону о защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей сразу в пяти административных регламентах – в сфере экологического надзора, надзора за охраной недр (Минприроды), надзоров за соблюдением трудового законодательства, расследованиями несчастных случаев и соблюдением требований по страхованию от несчастных случаев на производстве (Минтруд). Выяснилось, что эти документы позволяли контролерам требовать информацию, уже имеющуюся у госорганов, хотя запрет на это был введен законодательно. После вмешательства нарушения устранены, сообщает пресс-служба Генпрокуратуры.

Федеральный закон о проверках имеет прямую силу, так что проверяющие и раньше не имели права запрашивать документы, доступные в системе межведомственного взаимодействия, отмечает вице-президент «Деловой России» Анастасия Алехнович. Тем не менее предприниматели периодически сталкиваются с такими требованиями. Было бы правильно наказать за это чиновников административно, считает она.

Трудно судить, возникают ли такие ошибки по недосмотру или преднамеренно, говорит директор Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков. Но в любом случае они, как правило, используются к выгоде чиновников и совсем не случайно квалифицируются как коррупциогенные факторы. Южаков вспоминает, что сначала комиссия правительства по административной реформе очень внимательно отслеживала качество регламентов, но затем все отдали на откуп самим ведомствам – очевидно, этим и можно объяснить выявленные Генпрокуратурой проблемы. Сама по себе идеология разработки административных регламентов предполагала, что ведомства должны сами совершенствовать процедуры и выявлять подобные вещи, но ответственность чиновников за подобные недочеты не предусмотрена.