Все подсудимые по делу об убийстве Немцова признаны виновными

Присяжные посчитали, что непосредственный исполнитель Дадаев не заслуживает снисхождения
Присяжные посчитали, что Заур Дадаев не заслуживает снисхождения/ Tatyana Makeyeva / Reuters
Памяти Бориса Немцова

Коллегия присяжных в Московском окружном военном суде признала виновными пятерых подсудимых, проходивших по эпизоду об убийстве политика Бориса Немцова, передает «Интерфакс».

В частности, присяжные пришли к выводу, что Заур Дадаев, Анзор Губашев вместе с погибшим при задержании в Грозном Бесланом Шавановым принимали непосредственное участие в исполнении убийства приблизительно в 23:31 мск 27 февраля 2015 г. Немцов был убит на пешеходной дорожке Большого Москворецкого моста. Данные лица вели за ним слежку в день убийства.

Шадид Губашев, Темирлан Эскерханов и Хамзат Бахаев принимали участие в подготовке преступления, посчитали присяжные. Губашев вместе с непосредственными исполнителями также вел наблюдение за Немцовым, а Эскерханов и Бахаев осуществляли слежку дистанционно. После убийства Губашев, Эскерхманов и Бахаев помогали скрыться исполнителям убийства от правоохранительных органов, к такому выводу пришли присяжные.

Ранее сообщалось, что коллегия присяжных заседателей вынесла вердикт в отношении пятерых подсудимых. Перед оглашением судья изучил вердикт на соответствие нормам его заполнения. Суд не нашел противоречий или нарушений при заполнении вопросного листа, присяжные приступят к его оглашению.

«Доказано ли, что (Заур) Дадаев совместно и согласованно с Анзором и Шадидом Губашевыми, Тамерланом Эскерхановым и Хамзатом Бахаевым примерно в конце сентября 2014 г. согласился на предложение лица, находящегося в розыске, и иных лиц за обещанное денежное вознаграждение в сумме не менее 15 млн руб. лишить жизни Немцова, вступил в группу из соучастников, объединенных между собой по признаку длительного знакомства и имеющих родственные связи, с четким распределением ролей между собой, с единой целью и с соблюдением мер конспирации, следуя единому плану? Да, доказано», - огласил решение присяжных судья Юрий Житников, передает ТАСС.

При этом присяжные посчитали, что Дадаев не заслуживает снисхождения. За его виновность проголосовали 10 из 12 присяжных, только четверо из 12 сочли его заслуживающим снисхождения.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отказался от комментариев, заявив, что вопрос о продолжении расследования преступления находится в компетенции следственных органов. «Это надо обращаться к нашим следственным органам, это не вопрос Кремля», - сказал он.

В Следственном комитете заявили, что расследование уголовного дела против предполагаемого заказчика и организатора убийства продолжается. «Расследование выделенного в отдельное производство уголовного дела в отношении заказчика и организатора убийства Мухудинова, находящегося с ноября 2015 г. в международном розыске, а также в отношении иных неустановленных лиц продолжается», - сказала официальный представитель СКР Светлана Петренко.

В свою очередь адвокат Дадаева Марк Каверзин заявил, что вердикт присяжных был изменен после его оглашения. «Фальсификация вердикта произошла в течение последних 20 минут», - сказал он, отметив, что после непосредственного оглашения в него были внесены изменения. По его словам, «это является грубейшим нарушением норм УПК, которая ведет к отмене вердикта».

По его словам, «они сидели трое суток, они голосовали и неправильно написали вердикт». Кроме того, запись ответа была сделана не на оборотной стороне листа, а на отдельном листе. «Видите, лист даже не пронумерован!» - подчеркнул адвокат.

В коллегию изначально входили 22 человека (12 основных и 10 запасных), но в ходе судебного процесса девять присяжных ее покинули, двое из них – в последний момент. Всего перед присяжными поставили 26 вопросов.

Дочь политика Жанна Немцова назвала ожидаемым вердикт присяжных. «Присяжные вынесли обвинительный вердикт в отношении пятерых исполнителей убийства моего отца (по нашему мнению, вина Хамзата Бахаева не подкреплена достаточным количеством доказательств), однако дело осталось нераскрытым», – написала она на своей странице в Facebook.

Немцова подчеркнула, что «следствие умудрилось даже не найти Руслана Мухудинова, водителя Руслана Геремеева, которому предъявлено заочное обвинение в организации убийства». Также не было предъявлено заочное обвинение и самому Геремееву, «он даже не объявлен в розыск», добавила она. Все это противоречит реплике гособвинителя Марии Семененко, которая сказала, что «поиск заказчиков и организаторов идет весьма успешно», считает дочь политика.

«Пока мы не видим никакого желания Следственного комитета установить и найти организаторов и заказчиков. Скорее, там просто ждут, когда о деле забудут. Но мы намерены им напоминать об этом. И не только мы. Парламентская ассамблея Совета Европы решила подготовить специальный доклад о ходе расследования убийства моего отца», – написала Жанна Немцова. Она также отметила нежелание следствия признавать дело политическим.

Немцов был убит поздно вечером 27 февраля 2015 г. Следствие считает, что с октября 2014 г. подсудимые вели наблюдение за политиком. Для этого Дадаев купил автомобиль ZAZ Chance. На нем преступники скрылись после того, как Дадаев застрелил Немцова. В этом автомобиле были обнаружены ДНК Дадаева и Губашевых. На теле Дадаева были найдены микрочастицы продуктов выстрела, а в доме его матери были обнаружены пять патронов, маркировка четырех из которых совпадает с маркировкой гильз с моста. ДНК подсудимых (кроме Бахаева) были найдены в двух квартирах в Москве (одну Геремеев купил, вторую снимал).

Подозреваемых вычислили благодаря тому, что Анзор Губашев вставлял свою sim-карту в один из телефонов, которым преступники пользовались при подготовке и совершении убийства. Анзор Губашев и Шаванов были опознаны на записях с камер ГУМа.