«Открытая Россия» – не иностранная организация и не может быть нежелательной

Члены движения, основанного Михаилом Ходорковским, объясняют, что у них даже счетов нет
Юристы не до конца понимают, какую именно организацию признает нежелательной Генеральная прокуратура/ Максим Стулов/ Ведомости

Генпрокуратура в среду признала нежелательной деятельность на территории России организации «Открытая Россия», одноименного общественного сетевого движения и Института современной России.

Деятельность этих организаций направлена на инспирирование протестных выступлений и дестабилизацию внутриполитической ситуации, сообщает Генпрокуратура, они ведут программы и проекты в целях дискредитации результатов выборов, признания их итогов нелегитимными. Официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной подчеркивает, что речь идет об иностранных организациях. Обе «Открытые России» базируются в Великобритании, а институт – в США.

Признание организации нежелательной означает запрет на любую ее деятельность в России. Членов нежелательной организации можно штрафовать на сумму до 15 000 руб., а за руководство ее деятельностью на территории России можно получить от штрафа в размере до 500 000 руб. до лишения свободы на срок до шести лет. Правда, правоприменительная практика по этим статьям еще не сформировалась, говорит собеседник в правоохранительных органах.

«Открытая Россия» – российская организация, работает только в России, возражают в движении, по закону «Об общественных объединениях» форма деятельности «Открытой России» не требует регистрации в Минюсте. «Открытая Россия» существует с 2001 г., в 2014 г. Михаил Ходорковский объявил о возобновлении ее работы, открылся сайт.

В ноябре 2016 г. в Хельсинки прошла учредительная конференция движения, его возглавил Ходорковский, было решено открывать региональные отделения.

Проект «Открытые выборы» в прошлом году поддержал нескольких кандидатов в Госдуму. Около двух недель назад председателем «Открытой России» вместо Ходорковского стал Александр Соловьев, бывший помощник бывшего депутата Госдумы Дмитрия Гудкова. Движение не получает денег, уверяет Соловьев.

Институт современной России учрежден сыном Ходорковского Павлом в 2010 г. и, как говорится на его сайте, ассоциирован с движением «Открытая Россия».

«Открытая Россия» для власти нежелательна, а «Хезболла» и кадыровский халифат – наоборот. Это все, что вам надо знать про этот режим», – заявил «Ведомостям» Ходорковский.

Юридические лица, зарегистрированные в Великобритании, не имеют отношения к российскому движению «Открытая Россия», которое живет по законам России, подчеркивает пресс-секретарь Ходорковского Кюлле Писпанен: «Она не имеет счетов, куда бы поступали деньги «страшного мирового зла», поэтому не ясно, что власти будут в этой ситуации делать».

Британская «Открытая Россия» организовала дискуссионный клуб Open Russia, проводит семинары, конференции, занимается просветительством, рассказывает собеседник из «Открытой России», а деятельность российского движения не может быть признана нежелательной – это не иностранная организация. «Члены движения не получают денег, у организации нет счетов, – вторит он Писпанен. – Представляете, как им трудно в Генпрокуратуре?»

По мнению Писпанен, все это приурочено к акции «Надоел»: 29 апреля активисты движения намерены отправлять обращения в приемные президента в разных городах России с требованием, чтобы Владимир Путин не выдвигался на новый срок. «Внимание силовиков именно к «Открытой России» может быть связано с тем, что их акция – против президента Путина, тогда как Алексей Навальный направлял протест только на премьера Медведева», – говорит политолог Александр Пожалов.

«Куда только не таскали людей, имеющих отношение к «Открытой России», и обыски проводили, и привлекали к ответственности. Видимо, готовят много новых участников к акции 29 апреля», – полагает адвокат «Открытой России» Сергей Бадамшин.

В последнее время не было сигналов о расширении перечня нежелательных НКО, но зимой были приняты поправки, запретившие таким организациям создавать юрлица, напоминает Пожалов: «Видимо, это сигнал новым людям, которые пришли в «Открытую Россию», в том числе из «Единой России», «Справедливой России», и тем, кто еще может прийти». Акция «Надоел» выглядела неуклюжей попыткой перехватить лавры организаторов уличного протеста у Навального, но силовики невольно подыграли «Открытой России», считает он.

Решение Генпрокуратуры принималось с учетом той деятельности, которую организация Ходорковского ведет в России, считает правозащитник Павел Чиков: «Риски прежде всего у членов движения в России, сигнал направлен им, нет никаких сомнений, что они находятся под угрозой уголовного преследования». Пока ни одного уголовного дела об участии в деятельности нежелательной организации нет, констатирует Чиков.

Закон и писался для таких структур, считает эксперт Центра Карнеги Андрей Колесников: «Возобновилась протестная активность, пора послать сигнал, показать, кто в доме хозяин». Возможно, имели в виду акцию 29 апреля, продолжает он: «Нельзя сказать, что нынешняя администрация такая умная и просчитывающая шаги, они тоже делают глупости. Все ближе избирательная кампания, пришло время дурацких роликов против Навального, время запрета организаций. Кириенковская либерализация – просто фантом, это каток, он просто едет то быстрее, то медленнее».