Жириновский и Поклонская – самые популярные депутаты во «В контакте»

Пользователи воспринимают их как поп-звезд, а не политиков, считает эксперт
Владимир Жириновский далеко оторвался от своих интернет-конкурентов
Владимир Жириновский далеко оторвался от своих интернет-конкурентов / Максим Стулов / Ведомости

Самые популярные депутаты Госдумы в соцсети «В контакте» – лидер ЛДПР Владимир Жириновский и экс-прокурор Крыма Наталья Поклонская («Единая Россия»), выяснило агентство «Интернет-агитация». Как оказалось, страницы в этой соцсети ведут лишь четверть депутатов Госдумы, поэтому эксперты проанализировали 112 депутатских страниц (из 450 возможных) за три месяца 2017 г. Жириновский стал безусловным лидером рейтинга: каждый его пост получает в среднем 68 000 просмотров, он имеет и самое большое количество подписчиков – 474 000. Поклонская же сейчас – главное лицо партии во всех социальных сетях, констатируют авторы исследования. На третьей строчке – лидер КПРФ Геннадий Зюганов, на четвертой – еще один коммунист, менее известный на федеральном уровне, Сергей Казанков (см. таблицу).

Владимир Жириновский далеко оторвался от своих интернет-конкурентов

Авторы исследования отмечают, что только четыре депутата публикуют посты, которые смотрят больше 10 000 человек. «Если вспомнить, что многие депутаты избрались по одномандатным округам с 500 000 избирателей, а теперь работают на федеральном уровне, то цифры более чем скромные. Десятки депутатов Госдумы ведут страницы, а посты читают менее 100 человек. Статусу депутата это явно не соответствует», – говорит директор по технологиям «Интернет-агитации» Валерий Соловьев. Для сравнения: посты премьера Дмитрия Медведева «В контакте» набирают в среднем 340 000 просмотров, Рамзана Кадырова – 62 000. В марте «В контакте» запустила счетчики просмотров у всех публикаций в соцсети: до этого о популярности страниц можно было судить только по количеству подписчиков, лайкам, комментариям и репостам, многие из которых «накручивались», объясняет выбор соцсети Соловьев. К тому же в отличие от Facebook здесь много реальных избирателей из регионов, а в отличие от «Одноклассников» много активных политических групп.

В марте «Единая Россия» выработала план усиления работы в интернете, депутатам рекомендовали зарегистрироваться в соцсетях и активно вести аккаунты. Значительная часть аудитории в соцсетях – молодежь, партия не может ее не учитывать, говорит единоросс Евгений Ревенко. «Определенные силы видят эту аудиторию и пытаются заполнить нишу, мы не можем допустить монополизации этой сферы. При работе с этой аудиторией недопустимо использовать агитацию и топорные методы пропаганды», – объясняет депутат. Рекомендации по работе с соцсетями были даны до митингов 26 марта, подчеркивает Ревенко.

В основном депутаты ведут соцсети своими силами, хотя Зюганову партия, конечно, помогает, говорит отвечающий за пропаганду в КПРФ Сергей Обухов. «Председатель и сам постоянно подчеркивает взаимосвязь соцсетей и молодежной аудитории, для партии это одно из приоритетных направлений», – добавляет он. У эсеров раскручивается бренд лидера партии Сергея Миронова и основной канал связи – его аккаунты, остальные депутаты ведут работу самостоятельно, говорит собеседник в партии. У ЛДПР общих рекомендаций также нет – каждый депутат решает сам, что делать, рассказывает Ярослав Нилов (ЛДПР). Но рекомендации по присутствию в местных группах есть у региональных отделений, добавляет он.

Аудитория «В контакте» не ходит на выборы, считая их бесполезными, отмечает политолог Константин Калачев. Молодежь рассматривает таких политиков как поп-звезд, полагает он: «От того, что они смотрят публикации Жириновского, они не начинают ходить на его митинги». Тот же Алексей Навальный, по мнению эксперта, продвигает идею и не ставит во главу угла личность. «У молодежи во «В контакте» есть запрос на борьбу и героизм. Навальный им это дал. А что даст средний депутат?» – спрашивает Калачев.