Москва и Вашингтон возобновили контакты по военно-дипломатической линии
Пока вопрос об улучшении отношений обсуждается лишь гипотетическиВ четверг в Баку прошли переговоры начальника Генштаба Вооруженных сил России Валерия Герасимова и председателя объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США Джозефа Данфорда. Встреча на этом уровне проводилась впервые с января 2014 г.: после присоединения Крыма к России военные связи были заморожены администрацией США и возобновились лишь в режиме телеконференций осенью 2015 г. для обсуждения мер по предотвращению инцидентов между военными двух стран в Сирии. По итогам встречи в Баку Минобороны России сообщило, что стороны «обменялись мнениями о текущем состоянии российско-американских отношений, оценками ситуации в сфере международной безопасности в Европе, на Ближнем Востоке, в Северной Африке и других ключевых регионах мира». Были также «определены направления совместной работы по повышению безопасности военной деятельности, снижению напряженности и рисков возникновения инцидентов» и достигнута договоренность о продолжении контактов. Место встречи было выбрано в связи с тем, что Данфорд сейчас совершает поездку по Ближнему Востоку, а Азербайджан поддерживает близкие отношения в военной сфере и с США, и с Россией, говорит человек, близкий к Минобороны.
Немногословными были и заявления сторон после встречи в Бонне министра иностранных дел России Сергея Лаврова и госсекретаря США Рекса Тиллерсона. По словам Лаврова, стороны договорились преодолевать сложности в отношениях, обсудили борьбу с терроризмом, в том числе в Сирии, и ситуацию на Украине. Встреча президентов России и США состоится, как сказал Лавров, когда лидеры сочтут возможным. Он также заявил, что Тиллерсон готов поддержать межсирийский мирный процесс в Астане, где вчера прошла вторая встреча сирийских властей и вооруженной оппозиции. На ней, как сообщило российское Минобороны, Турция, Иран и Россия договорились о создании механизма мониторинга перемирия, а сирийские участники – о начале создания механизма по обмену пленными.
В среду министр обороны США Джеймс Мэттис заявил на саммите НАТО, что выступает за диалог с Россией, но с позиции силы. Министр обороны России Сергей Шойгу в четверг назвал такие попытки бесперспективными, но Мэттис в ответ подтвердил свою жесткую позицию: «Россия должна еще доказать, что с ней имеет смысл сотрудничать, а ожидаем мы от нее того же, чего от всех цивилизованных стран, – соблюдения норм международного права. На военном уровне мы в настоящее время не сотрудничаем, но мы можем продолжать работать по каналам политическим». Мэттис также сказал, что на заявление Шойгу реагировать «не обязан».
Дональд Трамп во время предвыборной кампании говорил о возможности сотрудничества США и России в борьбе с терроризмом, но это мало вероятно, считает Майк Холтцель из Центра трансатлантических отношений в Вашингтоне: «У нас совсем разное видение принципиально важных вещей – например, российские военные отказываются признавать жертвы среди гражданского населения от их ударов, Россия поддерживает Башара Асада. Это может быть ничего для Трампа, но не для большинства американцев. С Ираном – другим союзником Москвы – и «Хезболлой» американские военные сотрудничать не будут». Ждать быстрого улучшения отношений по военной линии не стоит, в том числе из-за неразберихи в Вашингтоне, говорит человек, близкий к Минобороны России. Трамп пока не поставил под контроль силовой аппарат, в первую очередь спецслужбы, и ожидать прогресса до решения этой проблемы рано, поясняет он.