Эксперты центра «Платформа» раскритиковали российское политическое телевидение
Либеральная экспертиза сейчас в тренде, считают их коллегиУ 37% опрошенных просмотр новостных программ вызывает чувство тревоги и беспокойства, еще у 24% – раздражение, сказано в докладе Центра социального проектирования «Платформа» о социологии российского политического телевидения. Исследование сделано на основе интервью с 50 экспертами, тележурналистами и аналитиками ТВ за последний год. В политических ток-шоу поднимаются реальные проблемы, но ведущие так «навязчиво и неумно спекулируют на них», что превращают передачи в бесконечные дебаты с «однообразной повесткой, устаревшей манерой подачи и приевшимися типажами», говорится в исследовании. Чаще всего претензии респондентов адресуются ведущим, наибольшее опустошение, по их словам, оставляет Владимир Соловьев. В выводах исследования также сказано, что возможно самообрушение властной конструкции: класс людей, разрывающих отношения с телевизором, является управленческим и система незаметно теряет связь с этими людьми. Респонденты считают, что телевидению нужно артикулировать различия, провести ревизию среднего менеджмента и ведущих, восстановить жанровое и тематическое разнообразие. «Мы не можем призывать зрителей к чему-либо, мы просто говорим, что если и дальше пойдет так, то власть будет дискредитирована. Очевидно, что редакторам было бы целесообразно что-то предпринять с точки зрения формата подачи и общей гуманизации», – поясняет генеральный директор «Платформы» Дмитрий Лисицин.
«Политические ток-шоу на полшага опережают и задают повестку. Взгляд тех, кто думает обратное, соответствует взглядам из 1914 г., но сейчас другое время и другие песни», – говорит зампред Госдумы, ведущий политических телевизионных ток-шоу Петр Толстой («Единая Россия»). Многие программы схожи, потому что отталкиваются от политической актуальности, она есть в стране с 2014 г. и будет продолжаться до тех пор, пока не разрешится ситуация с Украиной, объясняет он. «Надо отдавать себе отчет в том, что есть мнение двух исследователей, а есть мнение миллионов людей, смотрящих телевидение», – резюмирует Толстой.
В последнее время создается удивительно много экспертных центров, они растут как грибы после дождя и начинают свою работу с критики чего угодно, чтобы громко заявить о себе, считает политолог Дмитрий Орешкин. «У Кремля есть сильные аналитические конторы, не думаю, что кто-то будет способен их оттеснить. Исследование на 50 человек сработает только в СМИ, а в администрации люди неглупые», – оценивает Орешкин исследование «Платформы».
Алексей Фирсов (один из основателей «Платформы», директор по коммуникациям «Роснано». – «Ведомости») хочет продвинуть себя как фигуру на «условном либеральном фланге экспертизы», говорит собеседник в экспертном сообществе, «тем более сейчас это в тренде, например, если взять позиции Комитета гражданских инициатив». «Он работает в партнерстве с ВЦИОМом, но скорее здесь все же стоит задача брендировать себя. Впрочем, поскольку ВЦИОМ стал владельцем телеизмерителя, то тема телевидения может быть интересна Фирсову, чтобы что-то им предложить», – полагает он. Среди центров «второго уровня» есть желание воспользоваться запросом на свежий взгляд и попробовать попасть в повестку, добавляет другой представитель экспертного сообщества.
Руководитель департамента коммуникаций ВЦИОМа Светлана Володина пояснила «Ведомостям», что ВЦИОМ и «Платформа» на протяжении некоторого времени совместно проводят открытые встречи с экспертами из разных сфер. «Других партнерских проектов с «Платформой» у ВЦИОМа нет», - подчеркнула она.
Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)