«Левада-центр» пожаловался в ЕСПЧ на закон об иностранных агентах
Социологи не считают, что занимались политической деятельностьюАналитический центр Юрия Левады («Левада-центр»), в сентябре 2016 г. принудительно включенный Минюстом в реестр НКО – иностранных агентов, пожаловался в ЕСПЧ на нарушение права на свободу собраний (ст. 11 Европейской конвенции о правах человека) и дискриминацию по принципу сферы деятельности (ст. 14 конвенции). Об этом сообщил адвокат Ильнур Шарапов, представляющий интересы заявителя в ЕСПЧ. Заявитель утверждает, что стал жертвой закона «об иноагентах»: его оштрафовали за отказ добровольно вступить в реестр, обязали называть себя «иностранным агентом» и подвергли необоснованно повышенному контролю со стороны властей. Этот закон не является необходимым в демократическом обществе, говорится в жалобе. Кроме того, он сформулирован так нечетко – в деле заявителя политической деятельностью признали высказывания сотрудников организации, которые говорили о результатах своих исследований.
В ЕСПЧ сейчас находятся жалобы примерно 50 НКО – «иностранных агентов», первые поданы еще в феврале 2012 г. Директор «Левада-центра» Лев Гудков вспоминает, что в 2013 г. социологам удалось «отбиться» от этого звания. Однако в мае 2016 г. президент подписал поправки, уточняющие понятие «политическая деятельность», теперь таковой считается и «формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения». В 2014–2016 гг. «Левада-центр» получал финансирование от зарубежных университетов и фондов.
Без движения
Не менее 28 НКО получили письма ЕСПЧ с просьбой уточнить информацию, предоставленную в жалобах на закон. Но, по данным адвоката Ирины Хруновой (представляет более 20 НКО), новых сигналов из суда не поступало.
В декабре прошлого года президент России Владимир Путин на встрече с правозащитниками признал наличие проблемы во внесении «Левада-центра» в реестр. После этого Минюст заявил, что готов рассмотреть вопрос об его исключении, если получит соответствующее заявление. Гудков говорит, что организация до сих пор не получила от ведомства ответ на запрос, какое именно заявление требуется. Если речь идет об установленном законом порядке, то это можно будет сделать только через год при отсутствии иностранного финансирования, напоминает Гудков. Заявление Путина не стало сигналом к действию и вряд ли ситуация изменится, констатирует он: запрет на исследование общественного мнения, которое является одним из основных инструментов демократии, отражает тенденцию превращения авторитарного режима в тоталитарный. Обращение в ЕСПЧ подготовлено не затем, чтобы добиться снисхождения к конкретной организации, а в расчете на давление, которое заставит пересмотреть закон. Он напоминает, что президент поручил администрации и Минюсту проанализировать правоприменительную практику в этой области. Доклад должен быть представлен до 30 марта.
В Минюсте не сомневаются в том, что действия ведомства в отношении «Левада-центра» были правомерны – решение о включении организации в реестр подтверждено решением Замоскворецкого суда, напоминает пресс-служба ведомства. Она также уточняет, что официального уведомления из ЕСПЧ о начале процедуры рассмотрения жалоб НКО на закон об иноагентах в Минюст не поступало.