В России сменилась доктрина информационной безопасности

Россия будет защищать права и свободы человека и суверенитет в информационном пространстве
Растет воздействие извне на молодежь ради «размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей»/ А. Махонин/ Ведомости

Президент Владимир Путин утвердил новую доктрину информационной безопасности России. Соответствующий указ и текст доктрины опубликованы 6 декабря на официальном портале правовой информации. Прежняя доктрина, утвержденная президентом в сентябре 2000 г., признана утратившей силу. Доктрина представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности государства в информационной сфере.

Правовую основу доктрины составляет российская Конституция, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры России, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы президента и нормативные акты правительства, говорится в документе.

Среди национальных интересов России в информационной сфере первым пунктом указаны обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения и использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий, обеспечение информационной поддержки демократических институтов, механизм взаимодействия государства и гражданского общества, а также применение информационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа России.

В разделе о внешних угрозах информационной безопасности отмечается «наращивание рядом зарубежных стран возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях». «Одновременно с этим усиливается деятельность организаций, осуществляющих техническую разведку в отношении российских государственных органов, научных организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса», – цитирует документ «Интерфакс». Говорится в доктрине и о дискриминации российских СМИ за рубежом, и о наращивании информационного воздействия на население России, «в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Доктрина констатирует высокий уровень зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий. «Это делает социально-экономическое развитие РФ зависимым от геополитических интересов зарубежных стран», – предупреждают авторы документа. В ней также говорится о недостаточной эффективности научных исследований по созданию перспективных информационных технологий, низком уровне внедрения отечественных разработок и недостаточном кадровом обеспечении в области информационной безопасности, а также о низкой осведомленности граждан об обеспечении личной информационной безопасности.

Среди целей обеспечения информационной безопасности в доктрине упомянуты ликвидация зависимости от зарубежных информационных технологий, повышение конкурентоспособности российских IT-компаний, развитие отечественной конкурентоспособной электронной базы. Также в соответствии с документом в стране будут создавать и внедряться информационные технологии, «изначально устойчивые к различным видам воздействия». Россия пойдет по пути защиты суверенитета в информационном пространстве, формирования системы защиты от использования информационных технологий в военных целях, а также развития национальной системы управления российским сегментом интернета.

Утвержденная доктрина не исключает исследовательского многообразия мнений, но направлена на противостояние попыткам давления на Россию путем манипулирования историческими фактами, прокомментировал ситуацию пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. «Но нельзя отрицать, что мы сталкиваемся с действиями, можно сказать, целенаправленной линией, направленной на извращение исторических фактов, на передергивание, манипуляцию историческими фактами, с тем чтобы оказать идеологическое давление на Россию, – цитирует его ТАСС. – Этому надо противодействовать». Однако угрозы историкам и специалистам, которые имеют альтернативное мнение по отдельным историческим фактам, доктрина не представляет, заверил он. «Наоборот, исторические исследования, работа в архивах – это работа, которой придается большое значение», – цитирует Пескова «Интерфакс».

При необходимости Министерство коммуникаций и связи адаптирует российское законодательство к утвержденной доктрине, заявил руководитель ведомства Николай Никифоров. «Надо будет посмотреть конкретный план реализации. Когда выходит такой документ, всегда есть поручение правительству. Правительство по профилю деятельности министерств сейчас раздаст задания, и мы в достаточно короткие сроки будем смотреть, что и как нужно актуализировать. Где-то законы будем править, где-то постановления новые издавать», - цитирует министра ТАСС. По его словам, на актуализацию уходит обычно около полугода. «Если потребуются поправки законов - в весеннюю сессию они произойдут, скорее всего», - добавил он. В частности, он допускает дополнительные поправки в законопроект по критической инфраструктуре.

Доктрина обеспечит всестороннюю защиту национальной информационной сферы как внутри страны, так и за ее пределами, считает замсекретаря генсовета «Единой России», член думского комитета по международным делам Сергей Железняк. «Российская доктрина будет содействовать формированию сбалансированной системы международной информационной безопасности», – cказал он ТАСС. Он напомнил о беспрецедентном росте киберпреступности в последние годы, о «дерзких хакерских атаках на бизнес-структуры и государственные органы власти». Россия, по словам Железняка, «занимает жесткую позицию по вопросу противодействия киберпреступности и не раз заявляла другим государствам свою готовность к совместной борьбе», указал депутат. Но вместо того «чтобы откликнуться на наш призыв, США и их европейские партнеры развязали настоящую информационную войну против России, включая давление на российские СМИ и постоянные голословные обвинения нашей страны в несуществующей агрессии», добавил он. «Россия уважает интересы других стран, но мы не будем мириться с нападками и откровенной ложью, – заявил Железняк. – Мы намерены отстаивать нашу позицию и продолжим уделять самое пристальное внимание вопросам безопасности в области высоких технологий, защиты цифрового суверенитета, свободы слова и прав человека на получение достоверной информации, обеспечения неприкосновенности персональных данных, частной и деловой информации, информационной инфраструктуры органов власти».

Председателю партии «Западный выбор» Константину Боровому доктрина напомнила советские документы «борьбы за мир во всем мире». «Каждый раз, когда такие документы появлялись в СССР, это означало начало нового военного конфликта, в котором СССР планировал принять участие. Вьетнам, Куба, Ангола, Никарагуа, Ближний Восток...» – написал он в блоге на сайте «Эха Москвы».