За логотипы соцсетей в листовках кандидатов могут снять с выборов
Хотя нарушение закона в данном случае совсем не очевидно, считает экспертКоммунист Олег Денисенко пытается снять с выборов в Госдуму сенатора Андрея Голушко («Единая Россия») за логотипы социальных сетей в печатных агитматериалах, другие партии тоже испытывают трудности с их использованием. В четверг в Омске пройдет заседание областного суда по иску Денисенко: коммунист считает, что в листовке соперника-единоросса используются логотипы социальных сетей Twitter, Facebook и Instagram, являющиеся интеллектуальной собственностью их создателей. Денисенко требует снять сенатора с выборов. В Подмосковье представители «Родины» также попытались снять с выборов в Госдуму депутата Мособлдумы Наталью Еремейцеву (КПРФ), но коммунистка принесла в суд лицензионный договор с сетью Twitter в США и с сетью «В контакте» в Санкт-Петербурге. Ранее случаи снятия кандидатов с выборов за использование логотипов соцсетей уже были (см. врез).
«Мы проводили специальный семинар для кандидатов, в котором объясняли, что нужно внимательнее отнестись к таким вещам», – говорит руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев. «Мы хорошо понимали, что вокруг авторских прав и интернета будет много споров в этой кампании, поэтому многие наши кандидаты прислушались к рекомендациям и заключили соглашения с социальными сетями заранее», – отмечает он. По словам собеседника в «Единой России», «единороссы менее внимательно отнеслись к этому вопросу, так как каждый одномандатник отвечает за свою кампанию самостоятельно». У ЛДПР в регионах тоже есть проблемы с размещением логотипов на агитационных материалах, они решаются в местных избиркомах, говорит Михаил Дегтярев (ЛДПР). У эсеров логотипов соцсетей в агитматериалах нет, утверждает Александр Бурков («Справедливая Россия»).
Прецеденты были
В 2015 г. за использование логотипов соцсетей районный суд Владимира отменил регистрацию кандидата от партии «Яблоко» Ильи Косыгина в горсовет. В 2013 г. за использование этих логотипов суд отменил регистрацию кандидата-справоросса Геннадия Уфимцева на выборах в гордуму Краснодара.
Если речь идет о логотипе как о товарном знаке, то нарушить исключительное право можно только в том случае, если в результате его использования возникнет смешение – одну социальную сеть спутают с другой, считает советник юридической фирмы ЮСТ Дмитрий Серегин. Законодательством о выборах запрещен выпуск материалов с нарушением законодательства, в том числе об интеллектуальной собственности, напоминает юрист бюро «Деловой фарватер» Павел Ивченков. Если в агитматериалах используется чужая интеллектуальная собственность без согласования с правообладателем, то это является нарушением, отмечает он. Судебная практика по снятию с выборов за использование логотипов соцсетей в агитации выходит на федеральный уровень и дело Голушко и Денисенко, похоже, станет первым из подобных случаев, который может дойти до Верховного суда, говорит член Ассоциации политических юристов Олег Захаров. Ранее споры по логотипам были только на уровне региональных судов, поэтому, несмотря на кажущуюся «обыденность» ситуации, суды часто рассматривают использование коммерческих логотипов соцсетей как нарушение закона, объясняет юрист. Указание кандидатом в агитации страниц в соцсетях нарушением не является. Если это сопровождается обозначающими значками, то указания можно рассматривать как способ связи с кандидатом, а не как рекламу коммерческих брендов, уверен Захаров. «В деле рано ставить точку, нас ждет как минимум несколько дел по этому вопросу, из которых и сложится судебная практика», – заключает он.