России снова придется оправдываться за «болотное дело» в Страсбурге
Иван Непомнящих пожаловался в ЕСПЧ на политическое преследованиеПоследний к настоящему моменту, 33-й фигурант «болотного дела» Иван Непомнящих, осужденный в декабре 2015 г. за участие в массовых беспорядках к двум с половиной годам лишения свободы, пожаловался в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) на нарушение прав на свободу собраний и свободу выражения своего мнения (ст. 10 и 11 европейской конвенции), рассказал «Ведомостям» аналитик международной правозащитной группы «Агора» Дамир Гайнутдинов, представляющий интересы Непомнящих в ЕСПЧ. Заявитель также доказывает, что «болотное дело» было политически мотивированным: вынося жестокий приговор на основании явно предвзятого расследования и очевидно несправедливого судебного разбирательства, власти стремились запугать потенциальных участников демонстраций. Таким образом, Россия нарушила еще и ст. 18 конвенции, запрещающую преследование по политическим мотивам, настаивает Непомнящих.
На политический подтекст «болотного дела» ссылались и другие его фигуранты, обжалуя приговоры в ЕСПЧ, но в деле Непомнящих он проявился особенно отчетливо, считает Гайнутдинов. Он напоминает, что Непомнящих был задержан 6 мая за неповиновение законным требованиям сотрудников полиции, но дело было почти сразу же прекращено в связи с фальсификацией полицейскими протокола об административном правонарушении. А спустя почти три года его снова задержали – и пострадавшие полицейские вспомнили подробности, о которых речь не шла даже по горячим следам, говорит Гайнутдинов: «Мы пытаемся доказать, что российские власти пытаются криминализовать любую протестную активность и это общий тренд».
Цена ареста
25000 евро такую компенсацию присудил ЕСПЧ в январе 2016 г. Евгению Фрумкину, который был задержан на митинге, провел ночь в полицейском отделении и еще 15 суток под арестом
Жалобы «болотных узников» ЕСПЧ начал принимать к рассмотрению еще в 2012 г., и сейчас по ним уже вынесено несколько решений. Так, в январе 2016 г. суд признал нарушения ст. 10 и 11, а также ст. 5 и 6 (право на личную неприкосновенность и справедливый суд) по жалобе Евгения Фрумкина, который подвергся лишь административному задержанию (см. врез). Правда, суд счел излишним оценивать еще и мотивы властей. В Страсбург обращались и другие фигуранты дела, осужденные за применение насилия к полицейским и участие в массовых беспорядках. В меморандуме, поданном в ответ на эти жалобы, российские власти опровергали наличие каких-либо попыток запугать участников митингов – в том же 2012 году уже после 6 мая оппозиция провела еще не одну протестную акцию, отмечалось в меморандуме: с 7 по 15 мая на Чистых прудах действовал стихийный лагерь, известный как «Оккупай Абай», крупные митинги прошли 12 июня и 15 сентября того же года, а 6 мая 2013 г. оппозиция отметила митингом годовщину событий на Болотной.
С высокой степенью вероятности можно говорить о том, что «болотникам» удастся доказать нарушение 10-й и 11-й статей – особенно с учетом выводов ЕСПЧ по делу «Фрумкин против России», говорит юрист «Мемориала» Кирилл Коротеев. А вот наличие политических мотивов суд признает довольно редко и, как правило, связывает их с нарушением права на личную неприкосновенность. Тем не менее очень правильно, что заявители пишут о политических мотивах, уверен эксперт: надо продолжать доказывать, что применение этой статьи может быть шире, и, возможно, в конце концов суд удастся убедить.