Путин поменял уже шестерых людей из ближнего круга
Какие задачи предстоит решать новым назначенцам – главный вопрос в повестке дняВладимир Путин в пятницу освободил Сергея Иванова от должности руководителя администрации президента и назначил на этот пост его заместителя Антона Вайно, включив того также и в Совет безопасности в качестве постоянного члена. Иванов сохранил место в Совбезе и получил специально созданную для него должность спецпредставителя президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта. Как подчеркнул Путин на встрече с обоими чиновниками, Иванов сам просил перевести его на другую должность и сам рекомендовал 44-летнего кадрового дипломата Вайно, отвечавшего за протокольные вопросы и в правительстве (когда Путин был премьером), и в администрации.
Слухи об отставке Иванова появились год назад, рассказали «Ведомостям» два чиновника и человек из окружения Иванова, назывался даже день, когда выйдет указ. Аппарат Иванова тогда сидел в буквальном смысле на чемоданах и готовился переехать «в лес» (здание Службы внешней разведки в Битцевском лесопарке), но указ так и не появился. Иванов действительно сам хотел перейти на более спокойную работу, говорит один из собеседников, вопрос был лишь в том, кто займет его место.
Иванов уже шестой с августа прошлого года человек из ближайшего окружения Путина, покинувший высокую должность: постов лишились президент РЖД Владимир Якунин, начальник ФСО Евгений Муров, директора ФСКН и ФМС Виктор Иванов и Константин Ромодановский, директор ФТС Андрей Бельянинов.
Старые элиты, конечно, менее управляемы, объясняет бывший федеральный чиновник: «На примере некоторых действующих важных чиновников видно, как личные интересы – сохранение собственной власти, устранение конкурентов – стали при сокращении ресурсной базы вступать в противоречие с сохранением власти президента. Это уже привело к ухудшению рейтинга «Единой России».
Из того же ряда, по его мнению, и ситуация вокруг еще одного близкого Путину человека – исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина. Он сделал вид, будто не заметил указания президента о нецелесообразности участия «Роснефти» в приватизации «Башнефти». «На фоне необходимости бюджетной экономии старые друзья могут обойтись слишком дорого», – замечает собеседник «Ведомостей».
Яркий тому пример – Бельянинов, при котором сборы ФТС отставали от сборов ФНС (первые падали, вторые росли), а показатели России в рейтинге Doing Business по параметру «международная торговля» (куда входит скорость таможенных процедур), мягко говоря, оставляли желать лучшего», – заключает бывший чиновник.
Такая версия имеет право на жизнь, считает политолог Аббас Галлямов: «Новое поколение назначенцев по крайней мере на время своей главной задачей будет видеть реализацию интересов Путина, а не собственные игры». Но к замене Иванова эта логика применима в наименьшей степени, уверен политолог: он не считался самостоятельным игроком, а главной задачей всегда видел лояльность Путину. Последние назначения можно назвать функциональными, считает Галлямов, в них нет эмоций, президент убирает старых друзей и назначает людей, исходя из двух простых соображений: личной преданности и способности решать поставленные задачи.
Наступает период, когда заметное количество старых кадров либо уже ушло, либо должно уйти, полагает политолог, бывший замначальника управления внутренней политики Кремля Алексей Чеснаков: «Все последние кадровые решения Путина сохраняют и интригу – никто, кроме президента, не знает, должны ли новые назначенцы обеспечить содержательную преемственность или им предстоит решать новые задачи».
«Думаю, зона кадровой турбулентности продолжится, мы видим момент определения нового вектора персонального выбора президента», – утверждает политолог Леонид Давыдов, но главное слово тут именно «турбулентность»: новые назначенцы будут из разных слоев и групп, а источник перемен – продолжающаяся борьба концепций будущего российской государственности.
Принципиально роль администрации президента и стиль ее работы при Вайно не поменяются, считает Галлямов: набор функций сформировался давно, основные механизмы тоже, к тому же ключевые направления работы задает президент, а не руководитель его администрации. «Просто какие-то шестеренки, которые раньше крутились медленно, теперь будут крутиться быстрее», – заключает Галлямов.