«Справедливая Россия» хорошо поработала с бизнесменами
Фонд «Петербургская политика» оценил спонсорский потенциал кандидатов в ГосдумуСпонсорские возможности «Справедливой России» почти равны единороссовским, говорится в докладе «Спонсорский потенциал списков кандидатов в Госдуму» фонда «Петербургская политика». Эксперты разделили кандидатов на три группы: представители крупного бизнеса, принадлежащего кандидатам или способного оказать помощь; менеджеры и акционеры бизнеса регионального масштаба; представители среднего и малого бизнеса регионального и муниципального уровня. На первом месте в рейтинге оказалась «Единая Россия», от нее лишь немного отстает «Справедливая Россия» (см. таблицу). КПРФ заняла 7-е место, «Яблоко» – 9-е, «Парнас» – 13-е. У единороссов представительство спонсоров сократилось из-за роста числа кандидатов из социальной сферы, а у эсеров в списке бизнесмены из национальных республик, выходцы из пищевого и аграрного бизнеса, а также банковского сектора, отмечается в докладе.
Прохождение в Думу эсеров долго считали неочевидным, но они оказались эффективны в подобном фандрайзинге, говорит руководитель фонда Михаил Виноградов: «КПРФ делает ставку на партийные кадры, ЛДПР не для всех привлекательна из-за единоличного принятия неожиданных решений. А эсеры, видимо, оказались договороспособны». Хотя, по его словам, наличие спонсоров еще не гарантирует рост рейтинга партии.
По словам эсера Александра Буркова, ресурсных кандидатов он в списке не заметил: «Может, просто «Единая Россия» обеднела. Кандидаты у нас в основном те же, что были, может, 10% новых людей. А то, что эти люди обеспечивают свою кампанию и привлекают деньги, – это было всегда». Коммунист Вадим Соловьев считает, что те, кто в рейтинге впереди КПРФ, – это «партии олигархов»: «КПРФ берет не суммой взносов, а числом спонсоров. За кампанию нам жертвуют по 40 000–80 000 физических лиц небольшими суммами».
Наличие ресурсных кандидатов не означает повышения электоральных перспектив, подчеркивает политолог Александр Кынев: «Вопрос не только в деньгах, но и в имидже: деньги не тождественны избираемости и ресурсные кандидаты могут быть по разным причинам электорально непривлекательны. Так, у эсеров некоторые кандидаты рассованы по регионам, к которым они не имеют никакого отношения». Эсеры действительно привлекли бизнесменов и ресурсных депутатов от других фракций – у них больше всего варягов, в ряде случаев они ущемили интересы своих одномандатников, говорит политолог Александр Пожалов: «Они решили проблему с финансированием кампаний, в том числе в провисающих регионах, что важно для результата по стране в целом. Но засилье ресурсных кандидатов и варягов плохо бьется с идеологическим позиционированием эсеров и уже спровоцировало конфликты с региональными отделениями». Последствием этого будет то, что эсеры станут активными соперниками единороссов в округах, добавляет эксперт: «У эсеров есть сильные кадровые одномандатники, получающие финансовый ресурс благодаря появлению на втором месте списка спонсоров, которым отойдет списочный мандат в случае победы в округе. А некоторые кандидаты могут сохранить место в Госдуме только через округ, поскольку первое место в группе уже занято спонсором».