Эксперты считают теракт в Орландо «предсказуемым и даже неизбежным»
Предотвратить нападения террористов-одиночек пока не могут даже в СШАВ ночь на 12 июня гражданин США афганского происхождения Омар Матин убил в ночном клубе в Орландо 50 человек и ранил 53. Сам стрелок, который незадолго до атаки позвонил в службу 911 и поклялся в верности «Исламскому государству» (ИГ, организация запрещена в России), был убит во время полицейской операции. ИГ в воскресенье взяло на себя ответственность за теракт. Президент США Барак Обама назвал происшедшее актом террора и ненависти. «События в Орландо только начало, мы должны проявить жесткость», – заявил потенциальный кандидат в президенты от республиканской партии Дональд Трамп, призвав Обаму уйти в отставку. Нападение в Орландо стало самым крупным терактом в США с 11 сентября 2001 г.
Теракт был предсказуем, убежден председатель программы «Религия, общество и безопасность» в Московском центре Карнеги Алексей Малашенко: «Этот случай не первый и не последний, можно даже назвать его неизбежным. Противостояние идентичностей обострилось по всему миру, а все разговоры о том, что можно принять какие-то меры или реализовать концепцию интеграции или адаптации, – пустословие. Но это не тупик, а нормальное развитие субглобального сообщества, любители потрепаться про мультикультурный мир его сейчас, собственно, и получили». Ситуация на Западе и развитие общества в мусульманском мире взаимосвязаны, продолжает эксперт: «Часть игроков мусульманского мира пытаются реализовать исламскую альтернативу: мы не можем подражать Западу, поэтому реализуем свой сценарий и посмотрим, что получится. Такие попытки уже предпринимались в Иране, Афганистане и на уровне субрегиона движением «Хамас». На территории, контролируемой ИГ, сейчас проживает от 4 млн до 9 млн человек, во многих странах с преимущественно мусульманским населением от 20 до 70% депутатов в парламентах представляют скорее радикальные движения, подчеркивает Малашенко: «Сами американцы, как нация мигрантов, научились друг с другом взаимодействовать, но теперь на авансцену выступил религиозный фактор и им придется думать, как с этим явлением справиться».
Теракт 11 сентября 2001 г. позитивно сказался на действиях спецслужб в США, считает директор Центра военно-политических исследований МГИМО Алексей Подберезкин: «В США и Европе сейчас имеют место две разные тенденции. В Европе действуют группы террористов, примером чему стали печальные события во Франции и Бельгии, но там спецслужбы работают еще не так согласованно и активно. В США же гайки были сильно закручены после нападения на Всемирный торговый центр, поэтому группы там легко вычислят и сработать могут только такие одиночки». Ни одна спецслужба мира не смогла бы отследить одиночного террориста, уверен эксперт: «Как можно отследить отдельно взятого человека? Это практически невозможно, при этом в США свободная продажа оружия и ограничивать ее они даже сейчас не будут. Мало что мешает такому одиночке приобрести оружие и при наличии ресурсов такой теракт подготовить».
Теракт в Орландо сыграет большую роль в предвыборной кампании в США, считает Малашенко: «Трампу сильно подфартило, если бы я был ведущим на нашем телевидении, я бы даже сказал, что он сам этот теракт и устроил. Тема, безусловно, будет активно жить до ноября, когда пройдут выборы, и привнесет в предвыборную полемику в том числе и внешнеполитический аспект». На это накладывается и тот факт, что от рук террориста пострадали гомосексуалы, говорит эксперт: «Тема толерантности в США животрепещуща, и ее еще долго не забудут».