КПРФ борется за дело коммунизма в арбитражном суде

Партия Геннадия Зюганова требует изменить название партии «Коммунисты России»
Компартия Геннадия Зюганова пытается через суд изменить название конкурирующей партии «Коммунисты России»
Компартия Геннадия Зюганова пытается через суд изменить название конкурирующей партии «Коммунисты России» / Д. Абрамов / Ведомости

Арбитражный суд Москвы в четверг рассмотрит иск Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) к партии «Коммунисты России». КПРФ требует изменить название конкурирующей партии из-за его сходства до степени смешения с собственным наименованием (см. врез). Сейчас полное наименование партии – «Коммунистическая партия «Коммунисты России», а КПРФ хочет, чтобы ответчик вернулся к первоначальному названию, зарегистрированному в Минюсте, – просто «Коммунисты России».

Если в избирательном бюллетене партия в результате жеребьевки занимает место выше, то избиратель голосует за ту, которую видит первой, все путаются, объясняет главный юрисконсульт КПРФ Сергей Савченко. Первое заседание по этому иску было еще в сентябре, но после этого слушания регулярно переносились по разным причинам. «За это время мы подготовили экспертизу, которая показала смешение названий, они на нашу экспертизу подготовили свою, в которой сказано, что у нас не тот эксперт и не те вопросы, сейчас у суда будет по два экспертных заключения от сторон», – говорит Савченко. Все, что касается авторских прав, описано в Гражданском кодексе, там это относится к коммерческим организациям, а закон о политических партиях говорит, что их названия должны соответствовать действующему законодательству, ссылаясь при этом на часть Гражданского кодекса о защите прав, рассказывает юрист КПРФ.

Буква закона

Согласно ст. 6 закона о политических партиях в наименовании партии «не допускается использование наименований иных существующих партий» и «наименований, схожих с этими наименованиями до степени смешения».

Изначально КПРФ обращалась в Минюст, но тот вынес «Коммунистам России» предписание только по схожести эмблемы, а все остальное посчитал законным, поэтому и было решено пойти в арбитраж, поясняет руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев. По его мнению, конкуренты специально убрали из бюллетеня лидеров своей партии, а на жеребьевках все время выигрывают первые места, поэтому пожилые люди постоянно путают их с партией Геннадия Зюганова. За счет этого технического обмана в среднем по стране они отбирают у КПРФ 1,5–2% избирателей, а в ряде регионов – до 11%, как это было в Липецкой области, говорит Соловьев. По его словам, лидер «Коммунистов России» Максим Сурайкин договорился с администрацией президента, которая его курирует: они хотят обманом набрать 3% голосов и получить госфинансирование, а эти голоса в основном перейдут единороссам.

«Мы не торговый бренд, а некоммерческая организация, нельзя рассматривать партии как бренды конфеток в арбитражном суде», – сообщил «Ведомостям» сотрудник юридической службы «Коммунистов России». Если бы действительно было смешение названий, Минюст просто не зарегистрировал бы партию, считает он: «Коммунистов много, мы все равно все вышли из одного движения, это название нельзя приватизировать». Весь иск КПРФ основан на коммерческом праве, они пытаются отсудить у нас право быть коммунистами и отстаивать коммунистические идеи, добавляет Сурайкин: ошибиться может 1% избирателей, но у партии более 100 избранных депутатов по стране и нередко она показывает результаты, сравнимые с КПРФ.

Путаница из-за отсутствия внятных различий в идеологии и программах существует, поэтому претензии КПРФ обоснованны, но абсолютно не имеют шансов на успех юридически, считает эксперт по избирательному праву Андрей Бузин: «Минюст уже дал свой ответ по этому вопросу, а судебная система у нас не настолько независима, чтобы идти против другого государственного органа».