Билл Браудер рассказал, на что в Великобритании тратились «миллионы из российского бюджета»
По его словам, украденные деньги отмывались через британские банки и тратились на яхты, наряды и обучение в частной школеВ Великобритании были отмыты и потрачены $30 млн российских «грязных» денег, а британские власти смотрят на это сквозь пальцы и находили отговорки, чтобы это не расследовать, утверждает руководитель фонда Hermitage Capital Уильям Браудер. Как сообщают британские СМИ, он заявил это 3 мая членам комитета по внутренним делам британского парламента. Sky News назвал Браудера известным борцом с коррупцией. Бизнесмен рассказал депутатам о судьбе осевших в Британии денег из $230 млн, хищение которых из российского бюджета раскрыли юристы Hermitage, в том числе Сергей Магнитский.
По утверждению Браудера, эти деньги тратились на яхты, дизайнерскую одежду и оплату обучения в частных школах. Правоохранительные органы стран Евросоюза шесть лет пытались проследить судьбу этих средств и обнаружили сеть офшорных компаний, связанных с бизнесменом Дмитрием Клюевым. Guardian называет его «осужденным российским гангстером». В апреле 2014 г. сообщалось, что Европарламент включил Клюева в свой «список Магнитского». Как утверждает Браудер, деньги отмывались через сеть корпоративных аккаунтов в Литве, в 2008-2013 гг. эти деньги переправлялись в Великобританию, в отмывании оказались задействованы 12 британских банков. Из общей суммы в $30 млн, попавшей в Британию, по данным Hermitage, $2 млн связаны с Клюевым напрямую. Представляя всю эту информацию, Браудер заявил, что на четкий британский след фонд вышел в результате собственного расследования и благодаря документам, полученным от еще одного российского информатора, пишет Financial Times. Получить комментарий Клюева у FT не удалось, но газета напомнила, что ранее он отрицал причастность к хищениям бюджетных средств.
Описывая, что покупалось на эти средства, глава фонда Hermitage назвал это «оргией трат», отмечает Sky News. Как пишет Guardian, в частности, он упомянул покупку дорогой недвижимости в Лондоне, наем частного самолета, покупку свадебного платья от Филиппы Лепли в эксклюзивном бутике в Челси за $41 436 в 2009 г. и трату 2500 фунтов на услуги персонального дворецкого. В 2010 г. $19 559 из «грязных денег» были потрачены в модном бутике La Petite Salope в Восточном Лондоне, в апреле 2012 г. $192 963 поступили в компанию HB Interior, которая базируется в Челси и специализируется на эксклюзивном дизайне интерьеров домов и яхт. Члены парламентского комитета также узнали, что в общей сложности $176 084 было потрачено на использование частных самолетов компании Oxygen Aviation, $240 000 - на покупку яхты, в 2012 г. два платежа на общую сумму $259 532 поступили в адрес частного лица, которое проживает в особняке в Суррее на семь спален, еще почти $300 000 - на безлимитную банковскую карту Glamour Card, которая позиционируется как карта для «самых зажиточных леди в мире». $7,6 млн были заплачены за услуги и решения в сфере IT. В марте 2012 г. $20 792 поступили через Lloyds bank в Харроугейте на счет колледжа Королевы Этельберги в Йорке, где обучение стоит 14 000 фунтов за семестр. Представитель школы отметил, что родители учеников-иностранцев периодически платят за своих детей через посредников, в том числе компании, и что такие ученики должны получить определенную визу, при оформлении которой правительственные чиновники проверяют и ребенка, и его родителей. Обсуждать конкретных учеников школа отказалась, за собой никаких нарушений учреждение не видит.
Браудер заявил комитету, что уголовное расследование в связи с выявленными хищениями ведут 11 стран, в том числе Швейцария, Франция и США. Британские уполномоченные органы инициировать свое расследование отказались, хотя он с 2010 г. пять раз обращался с соответствующими запросами и передавал информацию различным инстанциям. В последний раз он обратился в марте 2016 г. в Национальное агентство по борьбе с преступностью и передал туда материалы по прослеженным $30 млн «грязных российских денег», включая детали банковских операций. 4 мая представитель агентства заявил, что оно активно изучает предоставленные документы и вообще крайне серьезно относится к обвинениям в отмывании, пишет Guardian.