Постановления Конституционного суда исполняются с трудом

Число невыполненных решений КС, требующих изменения законодательства, выросло на четверть
Конституционный суд все чаще признает нормативные акты не соответствующими Конституции – это лучший способ добиться исполнения решений, считают в суде
Конституционный суд все чаще признает нормативные акты не соответствующими Конституции – это лучший способ добиться исполнения решений, считают в суде / Д. Абрамов / Ведомости

Конституционный суд зафиксировал «устойчивую положительную динамику в сфере реализации актов конституционного правосудия» при общем росте количества неисполненных решений. В настоящее время, подсчитали в секретариате суда, федеральным законодателем не исполнено 45 постановлений, требующих внесения изменений в законодательство. 25 из них вынесены в 2015–2016 гг., по 10 еще не истекли установленные законом сроки, самые старые (таких два) датированы 2008 г. Эта статистика приводится в информационно-аналитическом отчете о выполнении решений Конституционного суда, опубликованном на его сайте. Для сравнения: в 2014 г. неисполненных решений было 36, а самое старое датировалось 2004 г.

Впрочем, отмечается в докладе, растет и количество постановлений суда, предполагающих отмену оспоренной нормы. В прошлом году таковых было 19 и еще 12 решений содержали рекомендации в адрес законодателя. В 2010 г. Конституционный суд признал не соответствующими Основному закону всего семь норм (см. график). Такая тенденция отчасти связана с тем, что признание спорной нормы соответствующей Конституции, но в выявленном судом конституционно-правовом смысле часто воспринимается правоприменительными органами как свидетельство отсутствия проблемы, объясняют авторы отчета. В результате заявителю отказывают в пересмотре дела, ссылаясь на то, что основанием для этого может быть только отмена нормативного акта. «Между тем сам факт принятия дела к конституционному судопроизводству, а также вынесение по нему итогового решения неоспоримо свидетельствуют о наличии конституционно-правовой проблемы», – подчеркивается в документе.

Особые мнения

Три судьи Конституционного суда выступили с особыми мнениями по делу о неисполнимости в России решения ЕСПЧ о голосовании заключенных. Сергей Казанцев и Владимир Ярославцев полагают, что это решение можно было исполнить, а Константин Арановский счел, что Минюст был не вправе обращаться в Конституционный суд с таким запросом.

Всего в 2015 г. во исполнение решений Конституционного суда было принято 13 федеральных законов, по вопросу исполнения еще девяти решений даны поручения правительства. Хуже дело обстоит с рекомендациями, которые не являются обязательными для законодателя, – из 47 позиций поручения даны во исполнение только трех и еще по двум в Госдуму внесены законопроекты.

Правительство в целом укладывается в отведенные сроки (законопроект должен быть внесен в Госдуму в течение полугода после решения Конституционного суда), основной проблемой остается затягивание процесса в парламенте: некоторые законопроекты внесены в Думу еще предыдущего созыва, хотя и у действующих депутатов срок уже подходит к концу, отмечается в докладе. Всего на различных стадиях законодательного процесса сейчас находится 27 законопроектов во исполнение решений Конституционного суда, по девяти из них «в течение достаточно длительного периода отсутствуют какие-либо сведения».

Представитель правительства в Конституционном суде Михаил Барщевский объясняет задержки с исполнением решений тем, что законодательно срок прохождения законопроектов через Госдуму никак не ограничен. Дума законопроект или не принимает, или иногда принимает через год-два: никаких ограничений для нее не существует и вряд ли они возможны, полагает Барщевский. А Конституционный суд считает, что раз закон не принят, значит, его решение не исполнено.

Близкий к руководству Госдумы депутат говорит, что не видит системных сбоев в работе по реализации постановлений Конституционного суда. По его словам, нужно детально смотреть, что именно имел в виду суд, говоря о неисполнении. Например, было несколько решений, в которых Конституционный суд настаивал на снижении нижнего порога административных санкций, но в результате был принят один-единственный закон и этого оказалось достаточно, напоминает депутат.

Конституционный суд все чаще признает нормативные акты не соответствующими Конституции – это лучший способ добиться исполнения решений, считают в суде