За возврат изъятого за пьяную езду автомобиля придется внести залог

Правительство нашло способ гарантированного взимания штрафов за данное нарушение
За возврат автомобиля пойманные за пьяное вождение водители будут вносить залог в размере штрафа за это нарушение
За возврат автомобиля пойманные за пьяное вождение водители будут вносить залог в размере штрафа за это нарушение / ТАСС

Правительство в среду внесло в Госдуму законопроект, который вводит залог на возврат задержанного транспортного средства, если водитель был пьян. После его принятия такие водители при получении своей машины должны будут внести залог, равный максимальному штрафу за допущенное ими нарушение, что делает уплату ими штрафа неизбежной. Этот же законопроект разрешает задерживать до уплаты штрафа автомобили с иностранными номерами, превысившие скорость, нарушившие предписания дорожных знаков и разметки.

Эти поправки в Кодекс об административных правонарушениях были разработаны Минюстом еще в 2014 г., но правительство рассмотрело проект только 14 апреля. В пояснительной записке отмечается, что законопроект окажет профилактическое воздействие на склонных к пьянству водителей и позволит не допустить уклонения от обязанности по уплате штрафа. Только около трети принятых постановлений по таким делам исполняется виновными лицами в добровольном порядке, отмечают авторы поправок. Согласно статистике МВД с 2013 по 2015 г. из назначенных штрафов на 40 млрд руб. оплачено было только 13 млрд руб. Кроме того, нередки случаи, когда такие правонарушители садятся пьяными за руль повторно еще до того, как постановление о штрафе будет выписано за первое нарушение, отмечается в пояснительной записке.

Депутаты неоднократно предлагали правительству перенять опыт Белоруссии, где такие залоги введены уже давно, или вообще конфисковывать машину, говорит Ярослав Нилов (ЛДПР). Сейчас такие штрафы составляют около 30 000 руб. и залог – «оправданный шантаж» таких водителей, считает депутат.

Законопроект за два года доработали и расширили, уравняв иностранных перевозчиков с отечественными, говорит координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Иначе у нас добрая половина фур с помощью хитрых логистических схем стала бы с иностранными номерами», – считает Шкуматов. Что касается залога за пьяную езду, то из статистики видно, что эти штрафы не собираются. Человека все равно лишают прав на два года, а срок давности по таким преступлениям тоже два года, повторно он попасться не может, поэтому ему нет смысла платить, говорит эксперт. В Госдуме были идеи увеличить срок давности до трех лет, но это слишком жестко, полагает Шкуматов: «Наверное, такая практика все-таки обоснована, и законопроект – меньшее из зол. Единственный недостаток – у инспекторов есть возможность с помощью этого инструмента давить на водителей, которые им не очень нравятся, но это будет редко».

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)