МАК: Катастрофа Boeing 737 в Ростове-на-Дону связана с действиями экипажа
После входа в пикирование на высоте 900 м пилоты FlyDubai уже не могли предотвратить катастрофуМежгосударственный авиационный комитет завершил выкладку фрагментов Boeing-737-800 авиакомпании FlyDubai, разбившегося в Ростове-на-Дону 19 марта, и близок к расшифровке речевого самописца, сообщила пресс-служба МАК.
Предварительный анализ данных «черных ящиков» позволяет утверждать, что падение лайнера началось из-за перевода стабилизатора самолета в положение «пикирование» при повторном заходе на посадку в ручном режиме. В материалах не указано, был ли стабилизатор переставлен на пикирование вручную или это сделала система управления самолета.
Эксперты восстановили хронику авиакатастрофы. «Экипаж самолета осуществлял заход на посадку в режиме ручного пилотирования (автопилот выключен) в сложных метеоусловиях (нижняя граница облачности 630 м, ветер 230 гр. 13 м/с, порывы 18 м/с, слабый ливневой дождь, дымка, на прямой сильная болтанка и умеренный сдвиг ветра)», - отмечается в сообщении.
Первый заход на посадку пилоты предприняли в 22.42. На высоте 340 м они получили от бортовой системы информацию о «сдвиге ветра», резком изменении его силы и направления, после чего экипаж решил уходить на второй круг. Какое-то время он летал в районе аэропорта в ожидании улучшения погоды. МАК отмечает, что метеорологическое обеспечение полета самолета «соответствовало требованиям нормативных и руководящих документов».
Повторный заход на посадку пилоты также осуществляли, отключив автопилот. Однако на высоте 220 м за 4 км до посадочной полосы пилоты снова решили уходить на новый круг и «инициировали набор высоты с выводом двигателей на взлетный режим». После этого «на высоте 900 м одновременно с отдачей экипажем штурвала «от себя» стабилизатор самолета был отклонен на 5 градусов на пикирование, вследствие чего самолет перешел в энергичное снижение», отмечается в сообщении МАК. Это привело к отрицательным перегрузкам, сходным с тем, что человек испытывает при падении. «Последующие действия экипажа не позволили предотвратить столкновение самолета с землей. Столкновение произошло на скорости более 600 км/ч с углом тангажа на пикирование более 50 гр.», - установили эксперты.
Исполнительный директор FlyDubai Гейт Аль Гейт заявил, что компания осведомлена о публикации МАК. «Мы разделяем желание получить доказательные выводы как можно скорее в соответствии с международными стандартами и рекомендуемой практикой, обозначенными в приложении 13 к Конвенции по международной гражданской авиации ИКАО», - говорится в заявлении.
Ранее собеседники «Коммерсанта», знакомые с ходом расследования, сообщали о конфликте пилотов в момент захода самолета на третий круг. После того как были убраны шасси и закрылки, из-за специфического положения хвостового стабилизатора пассажирский Boeing-737 начал подниматься вверх так же резко, как истребитель. Между летчиками произошел конфликт, зафиксированный речевым самописцем. Второй пилот кричал командиру «Стоять! Стоять!» и пытался «перетянуть» его действия своим штурвалом. В результате падение с высоты около 1000 м оказалось неизбежным. МАК, как и ранее, не прокомментировал эпизод, связанный с конфликтом экипажа. Сообщается о том, что «работы по прослушиванию и протоколированию» двух часов записи речевого самописца «завершаются». Для уточнения «содержания переговоров, переводу с английского и испанского языков и идентификации абонентов» планируется привлечь специалистов ОАЭ, США, Испании. Эксперты подтверждают, что «пилоты воздушного судна имели действительные свидетельства пилотов, прошли необходимую подготовку, имели достаточный налет на данном типе самолета и имели все необходимые документы».
Основной версией крушения лайнера является ошибка пилотов, утверждает собеседник «Интерфакса», знакомый с ситуацией. «По результатам расшифровки бортовых самописцев на первое место выходит версия о беспорядочных действиях пилотов, не соответствующих сложившейся нештатной ситуации в сложных метеоусловиях. По предварительным данным, пилоты не смогли своевременно сориентироваться в сложившейся ситуации и принять правильное решение во избежание катастрофы», - сказал он.
Сегодня же стало известно, что Росавиация допускает в числе причин, сопутствовавших катастрофе, как плохую погоду, так и конструктивные недоработки Boeing 737. Как сообщил источник «Коммерсанта», ведомство разослало в российские авиакомпании информационный бюллетень, предписывающий их руководству оценить профпригодность пилотов, управляющих самолетами Boeing 737, и при необходимости переобучить их. Документ подписан замом главы ведомства Олегом Сторчевым, в прошлом пилотом, одним из первых освоивших Boeing 737 в России. Пилотам Boeing 737 предстоит пройти «теоретический» курс, а также дополнительно изучить на тренажерах методику ухода на второй круг после прерванной посадки «в ручном режиме и с разных высот». Инструкторы авиакомпаний должны также проверить, умеют ли их пилоты выводить машину из «сложного пространственного положения». Подготовку летчиков для действий в критической ситуации Росавиация предложила включить в программу регулярных тренировок.