Делегация России не поедет на саммит по ядерной безопасности в США
Хотя все ведущие страны представлены на нем первыми лицамиВ четверг в США начинается форум по ядерной безопасности – четвертый с 2010 г. и первый, на который делегация России не поедет. «Решение России не принимать участие в саммите, на наш взгляд, является прежде всего упущенной для нее возможностью. Честно говоря, все, что они делают, – изолируют себя», – заявил заместитель советника президента США по национальной безопасности Бен Родс. Директор департамента МИД России по нераспространению и контролю над вооружениями Михаил Ульянов назвал эти слова «политизированной натяжкой» и сообщил, что «политическая повестка саммитов давно исчерпана»: «В чем смысл нынешнего саммита, нам не совсем понятно, поскольку проблематика носит очень специальный характер: она больше для физиков-ядерщиков, для спецслужб, инженеров, это не те темы, которые нужно обсуждать на высшем уровне» (цитата по «РИА Новости»). Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков объяснил отказ от саммита «определенным дефицитом взаимодействия в ходе предварительной проработки вопросов и тематики саммита». Cаммит проводится по инициативе президента США Барака Обамы раз в два года с 2010 г.: на первых двух Россию представлял тогдашний президент Дмитрий Медведев, а на третьем – министр иностранных дел Сергей Лавров.
Переговоры США и России о дальнейшем сокращении ядерных вооружений и саммиты и программы МАГАТЭ являются наиболее значимыми событиями в сфере ядерной физической безопасности, саммит в США идет на третьем месте, но его важность не стоит преуменьшать, считает руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов: «Саммит, безусловно, важен, главное его достоинство – высокий уровень представительности. Именно он обеспечивает соответствующий уровень обсуждения и принятие рекомендаций, это не бумажка, которую просто забросят в ящик. Динамика у саммита поступательная, и есть немалые достижения. Например, из 12 стран за это время были полностью вывезены опасные материалы». Коммюнике, принимаемое по итогам саммита, не носит обязательного характера, однако на его основе страны – участницы саммита, ООН и МАГАТЭ разрабатывают собственные программы действий.
С чего началось
Начало ядерным саммитам положила речь Барака Обамы в Праге в 2009 г.: во время подписания договора СНВ с Россией он заявил о стремлении США «предпринять конкретные шаги для избавления мира от ядерного оружия».
Повесткой саммита является безопасность ядерных и других радиоактивных материалов, а также атомных установок. «Ядерным оружием обладают считанные страны, а вот ядерные и тем более радиоактивные материалы есть у многих», – считает старший научный сотрудник Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI) Виталий Федченко. Важность дипломатических саммитов в этой сфере преуменьшать не стоит, думает эксперт: «Конечно, этой проблемой должны заниматься и ученые, и другие специалисты. Однако без политической воли и удержания этого вопроса в повестке дня глав государств у людей, работающих над проблемой на практике, есть гораздо меньше возможностей получить, например, достаточное финансирование от своих правительств».
Объяснения отказа поехать на саммит со стороны российского МИДа Арбатов не считает убедительными: «Мне непонятна логика нашего МИДа хотя бы потому, что большинство влиятельных стран посчитали необходимым туда поехать. Подготовка к саммиту велась на протяжении всего прошлого года, когда отношения России и Запада были на очень низком уровне из-за санкций и конфликта на Украине. Этот саммит особенно важен для США и Обамы – возможно, поэтому Москва решила сделать жест и именно таким образом продемонстрировать свое возмущение политикой Запада». На США и Россию приходится примерно 90% ядерных материалов и оружия в мире, напоминает эксперт: «Проигрывают все: ответственные лица должны быть заинтересованы в обеспечении безопасности ядерных материалов, а неучастие второй ядерной сверхдержавы уровень саммита понижает. Однако вредит это и самой России: она оказывается в меньшинстве и даже без самых близких своих друзей и партнеров в лице Китая, Индии или Казахстана, лидеры которых на саммит едут».