Военные контрактники могут голосовать на муниципальных выборах, решил КС

При низкой явке их голоса могут стать решающими, напоминают эксперты
Военнослужащие вправе участвовать в «чужих» выборах, решил Конституционный суд
Военнослужащие вправе участвовать в «чужих» выборах, решил Конституционный суд / KIRILL KUDRJAVTSEV / AFP

Военнослужащие-контрактники могут голосовать на муниципальных выборах по месту прохождения службы, говорится в отказном определении Конституционного суда (КС) по жалобе жительниц Санкт-Петербурга Ольги Ковалевой и Татьяны Парфентьевой. Они оспаривали несколько норм законов об основных гарантиях избирательных прав и о выборах муниципальных депутатов Петербурга – в частности, о предоставлении права голосовать гражданину, проживающему за пределами избирательного округа, и о том, что регистрацию проживающих в воинской части военнослужащих осуществляет ее командир, а факт их нахождения по этому адресу устанавливается по сведениям из части.

Заявительницы требовали через суд отмены решений участковых комиссий по выборам в муниципальный совет Дворцового округа Петербурга 14 сентября 2014 г. Они сочли, что выборы прошли с нарушениями, поскольку в округе 39,8% зарегистрированных избирателей были военнослужащими, зарегистрированными по адресу штаба Северо-Западного округа на Дворцовой площади, но не проживающими там. Суды оставили жалобы без удовлетворения.

КС в своем определении напоминает, что в местном самоуправлении (МСУ) участвуют граждане, проживающие на территории муниципального образования, а в список избирателей их включают по факту их местожительства или временного пребывания. Контрактники же имеют особый правовой статус, так как их деятельность связана с обеспечением обороны и безопасности, кроме того, у них может быть длительный срок прохождения службы, пишет КС. Если они регистрируются по месту жительства, в том числе по адресу воинской части, то предполагается, что есть юридическое подтверждение того, что у них нет иного места жительства. Факт проживания на данной территории устанавливается ФМС и органами МСУ, а избиркомы обеспечивают реализацию избирательных прав совместно с командованием воинских частей. Поэтому «исключаются основания для вывода о неправомерности отнесения сравнительно немногочисленной категории военнослужащих, зарегистрированных при воинской части, к составу населения соответствующей муниципальной территории», сказано в документе. Иным образом обеспечить право контрактников реализовать право избирать органы МСУ было бы недостижимо, резюмирует КС.

Контрактный электорат

В России около 300 000 солдат и матросов, служащих по контракту, и 250 000 офицеров-контрактников, говорит член Совета по правам человека, координатор организации «Гражданин и армия» Сергей Кривенко.

Как говорил ранее КС, избирать местные органы власти могут только те, кто живет на этой территории, на этом основании в 1998 г. было признано, что призывники не могут голосовать на местных выборах, напоминает один из авторов жалобы, руководитель судебной практики Института права и публичной политики Григорий Вайпан. По его словам, положение о внесении контрактников в списки избирателей по месту службы зафиксировано в законе Петербурга, поэтому жалоба подавалась в Уставный суд города, но тот отказался проверять эту норму. КС говорит о недостижимости иным способом обеспечить право избирать органы МСУ, но нужно просто сделать так, чтобы они голосовали по местам фактического проживания, списки которых мог бы сдать командир воинской части, считает Вайпан.

В середине 2000-х гг. в Москве оспаривали результаты местных выборов на Арбате, где голосовало около 3000 офицеров, приписанных к академии Генштаба, говорит эксперт в области избирательного права Андрей Бузин. На региональных выборах разрешено голосовать срочникам, что тоже бессмысленно, поскольку они не будут жить в регионах, где проходят службу, считает он: «Когда встает вопрос о голосовании военнослужащих, то говорят, что иначе они лишатся избирательного права. Полагаю, что их надо ограничить в голосовании на местных и региональных выборах. К тому же они заинтересованы в поддержке власти, так что могут смещать волеизъявление местного населения». Воинские части находятся вне информационно-агитационного поля, поскольку там запрещена агитация, но военнослужащие голосуют и влияют на результат, подчеркивает политолог Александр Кынев: «Большинство кандидатов агитировать в частях не могут, но административный ресурс позволяет агитировать за кого нужно. К тому же военнослужащие имеют жесткую иерархию, поэтому находятся в зоне электорального давления». Степень влияния их голосования на результат зависит от уровня выборов и численности воинских частей и при низкой явке такое голосование может существенно повлиять на результат, говорит эксперт.