В Симферополе запретили митинги из-за нехватки электричества и африканской чумы свиней
Это явное нарушение федеральных законов, считают экспертыВласти Симферополя запретили проведение любых публичных мероприятий. С 22 ноября 2015 г. в городе уже были введены ограничения на публичные акции из-за введения в Крыму режима чрезвычайной ситуации (ЧС), а 7 марта в это постановление, подписанное главой горадминистрации Геннадием Бахаревым, были внесены поправки: теперь вместо ограничений введен полный запрет, не распространяющийся лишь на публичные мероприятия, проводимые органами государственной власти и местного самоуправления.
В Крыму действует режим ЧС техногенного и природного характера, связанный с ограничением подачи электроснабжения и с заболеванием свиного поголовья вирусом африканской чумы свиней (АЧС), а Симферополь находится в 100-километровой зоне эпизоотического очага инфекции АЧС, сообщили «Ведомостям» в правовом департаменте горадминистрации. А поскольку по закону о митингах одним из оснований для прекращения публичных мероприятий является создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, в городе был введен запрет на проведение публичных мероприятий, разъяснили чиновники, подчеркнув, что постановление носит временный характер. По словам пресс-секретаря горадминистрации Александра Шилко, запрет прежде всего распространяется на сельскохозяйственные ярмарки. Впрочем, уже вечером в среду собеседник в горадминистрации сообщил «Ведомостям», что постановление «находится в стадии отмены» и это решение согласовано с Советом министров Крыма. Однако никаких официальных документов на этот счет пока не опубликовано. Глава Крыма Сергей Аксенов отказался от комментариев.
В день выхода постановления о запрете в Симферополе проходила согласованная с властями акция протеста фермеров и владельцев частных подворий, которые требовали отменить карантин из-за АЧС.
Похожий случай
В конце 2014 г. житель Сочи Давид Хаким обжаловал в Европейском суде по правам человека «олимпийский» указ президента РФ, который обязывал согласовывать с властями города даже одиночные пикеты.
Если постановление вступает в противоречие с Конституцией или федеральным законом, то оно может быть оспорено прокуратурой, поясняет глава комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослав Нилов (ЛДПР): «Нужно учитывать все обстоятельства, государственные и муниципальные управленцы должны принимать решения, учитывая все обстоятельства, в том числе и режим ЧС, но это все должно быть в рамках закона». Проведение же массовых мероприятий является правом на свободу собраний, которое должно реализовываться, говорит он.
Профессор РАНХиГС Сергей Комаров полагает, что при ЧС может вводиться запрет на проведение публичных мероприятий. Закон о чрезвычайном положении позволяет ограничивать ряд конституционных прав, но закон о чрезвычайной ситуации таких ограничений не предусматривает, поэтому это является нарушением конституционных прав, возражает член Совета по правам человека Илья Шаблинский. Он напоминает, что свобода собраний может быть ограничена только федеральным законом в той мере, как это необходимо для защиты основ конституционного строя. По мнению Шаблинского, местные власти опасаются недовольства какой-то части местных жителей, в связи с чем и вводятся нарушающие права граждан ограничения. Запрет на митинги может быть связан в том числе и с предстоящим запретом крымскотатарского меджлиса, сторонники которого будут протестовать против этого решения, считает глава центра «Сова» Александр Верховский: «Чтобы на законных основаниях их разгонять, возможно, и было принято такое постановление».