Думские партии хотят развести своих кандидатов в 40 одномандатных округах
Это может быть выгодно и непарламентским партиям, считает экспертЧетыре партии, представленные в Госдуме, ведут переговоры о соглашении, предполагающем разведение кандидатов в 40 одномандатных округах – по 10 округов для каждой партии. С такой инициативой к единороссам обратились представители других парламентских партий, пояснил «Ведомостям» секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов: они предлагают обсудить возможность того, чтобы по нескольким округам не выставлять кандидатов друг против друга. Диалог ведется, но говорить о конкретных договоренностях пока рано, сказал Неверов. Он также подчеркнул, что «Единая Россия» проведет предварительное голосование по всем без исключения округам и у партии есть возможность выдвинуть по каждому из них сильного кандидата, при этом соглашение не отменяет борьбы по партспискам на тех же территориях. «Если такие договоренности будут достигнуты, то победителям праймериз по одномандатным округам мы предложим место в списках», – добавил собеседник «Ведомостей», близкий к руководству «Единой России». Он напомнил, что у единороссов уже был опыт коалиционных соглашений в нескольких регионах, когда шедший в губернаторы кандидат брал своим представителем в Совете Федерации выдвиженца другой партии.
Зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов подтвердил «Ведомостям», что такие переговоры ведутся: «Логичнее было бы, чтобы оппозиционные партии договорились между собой, ведь если они будут ругаться, то пройдут одни кандидаты от единороссов и ОНФ». Но речь о конкретных фамилиях пока не идет – вопрос поставлен так, чтобы партии все обдумали и сформулировали предложения, поясняет депутат. А вот эсеры и коммунисты признаются, что об этом соглашении слышали лишь от журналистов. «На мой взгляд, бессмысленно вести такие переговоры с единороссами и администрацией президента, там в любом случае будут тащить своих», – полагает зампред фракции эсеров Александр Бурков. «Это провокация со стороны администрации. Единороссы, эсеры и ЛДПР – единая сила, они могли между собой и поделить округа, и о процентах договориться. Мы в оппозиции и никогда не будем ни о чем договариваться», – уверяет глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев.
Как выберут
Выборы в Госдуму в сентябре 2016 г. после долгого перерыва вновь пройдут по смешанной системе: 225 депутатов изберутся по партийным спискам (они будут разделены как минимум на 35 региональных групп) и еще 225 – по одномандатным округам.
Партии всегда ведут переговоры и в отдельных случаях строят коалиционные соглашения, сейчас же просто речь идет о том, чтобы, если угодно, сделать это более публично и открыто, считает глава околокремлевского фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «Всем очевидно, что в отдельных округах партии в любом случае будут стремиться развести сильных кандидатов и не тратить зря ресурсы, пытаясь обыграть очевидного фаворита от другой партии». Готовящееся соглашение – это подтверждение коалиционных принципов, которые сложились в нынешней Думе «в рамках крымского консенсуса» и работают по ключевым вопросам общенациональной повестки дня, говорит он: «Главный момент – общее согласие по поводу того, что важно сохранить в составе Думы ключевые фигуры, сильных депутатов всех фракций, которые определяют качество работы парламента». При этом даже за вычетом согласованных округов останется еще «185 округов открытой конкуренции», да и в этих 40 будет «еще как минимум 10 партий – а значит, конкурентность и открытость борьбы сохраняется», резюмирует эксперт.
И думская оппозиция, и единороссы с Кремлем должны быть довольны, полагает политолог Михаил Виноградов: «Оппозиционеры получают почти гарантированные места, а у власти страховка от расшатывания Думы перед выборами. То есть весенняя сессия не обострится, повестка не радикализируется». Кроме того, власть получает еще один аргумент в пользу того, что в выборах по одномандатным округам она не является монопольным бенефициаром. Но и для непарламентской оппозиции это тоже может быть выгодно, считает эксперт: «Там, где у нее есть сильные кандидаты и шансы, она будет соперничать с меньшим числом ресурсных кандидатов».