Объединенный Верховный суд сработал не хуже упраздненного арбитражного

Но обеспечить единообразное применение закона ему не под силу, считают эксперты
Опасения юридического сообщества по поводу снижения качества экономического правосудия в связи с ликвидацией Высшего арбитражного суда
Опасения юридического сообщества по поводу снижения качества экономического правосудия в связи с ликвидацией Высшего арбитражного суда / Д. Гришкин / Ведомости

Опасения юридического сообщества по поводу снижения качества экономического правосудия в связи с ликвидацией Высшего арбитражного суда (ВАС) не подтвердились, к такому выводу пришли эксперты Центра развития современного права, проанализировавшие результаты судебной реформы 2013 г. В общем и целом объединенный Верховный суд (ВС) смог сохранить дореформенный уровень и даже местами продемонстрировать прогресс, констатировал руководитель проекта Андрей Кашанин, представляя доклад «После ВАС. Российское экономическое правосудие сегодня и завтра». По предварительным данным за 2015 г. (объединенный ВС начал действовать в августе 2014 г., но первое полугодие не показательно, считают эксперты), деятельность судебной коллегии ВС по экономическим спорам даже превышает показатели ВАС. За прошлый год коллегии было передано 511 кассационных жалоб (ВАС рассматривал 450–500), доля удовлетворенных (84,3%) также сопоставима с результатами ВАС (86,6%).

Основные потери произошли в области информационной открытости: нет онлайн-трансляций с заседаний президиума ВС и обсуждения проектов постановлений пленума ВС с экспертным сообществом. Возникла также проблема с обеспечением единообразия судебной практики: сформулированная в решениях коллегии по экономическим спорам ВС позиция не является обязательной для нижестоящих инстанций, отмечается в докладе. Такую силу имеют постановления президиума и пленума ВС, но в течение года после реформы президиум ВС принял всего одно надзорное постановление по экономическим спорам. Нижестоящие суды ориентируются на постановления коллегии ВС по экономспорам, но ей явно не хватает рычагов для формирования «надлежащего уровня единообразия». Исправить ситуацию, по мнению Кашанина, могло бы придание обязательной силы решениям экономколлегии ВС либо активизация работы президиума ВС.

Баланс соблюден

Прогосударственного уклона в работе арбитражных судов не произошло, констатируют авторы доклада: в первой половине 2015 г. они разрешали 48% споров в пользу компаний, это на 2% больше, чем в 2014 г.

Пресс-секретарь ВС Павел Одинцов говорит, что не знаком с текстом доклада, поэтому было бы некорректно и преждевременно его комментировать. Но аналитическая работа по качеству правоприменения в ВС ведется постоянно, заверяет он. Проблема действительно есть, признает источник в судейском сообществе. На самом деле суды учитывают позицию надзорной инстанции (хотя порой ей приходится принимать по 10–15 однотипных решений), но с формальной точки зрения делать это они не обязаны. Решением могло бы стать создание, например, экономической секции президиума ВС, подобные решения все-таки должны приниматься коллегиально, рассуждает собеседник «Ведомостей».

На самом деле то, что появится «региональная законность», было ясно сразу, как только стала понятна архитектура высшей судебной инстанции, говорит Вадим Зарипов из «Пепеляев групп». Ее активность по налоговым делам сократилась втрое, знает он. «Проблема здесь не только в отсутствии законодательной нормы (хотя в свое время ВАС через Конституционный суд добивался права диктовать свою позицию нижестоящим судам), но также в том, готово ли руководство ВС передать больше полномочий коллегиям», – заключает эксперт.