Первая правозащитная организация ликвидирована по иску Минюста
Верховный суд Татарстана ликвидировал «Агору» за формирование общественного мнения10 февраля Верховный суд Татарстана ликвидировал Межрегиональную ассоциацию правозащитных общественных объединений "Агора", сообщил "Ведомостям" руководитель международной правозащитной группы "Агора" Павел Чиков. Решение принято по требованию Минюста. Чиков отметил в Twitter, что главным доводом истца было утверждение, что "Агора" формирует общественное мнение. Представлявший на процессе "Агору" адвокат Рамиль Ахметгалиев заявил "Интерфаксу", что решение о ликвидации будет обжаловано в Верховном суде России. Он отметил, что в России суд впервые ликвидировал правозащитную организацию по иску Минюста.
Юридическим основанием являются грубые нарушения законодательства, сказал Ахметгалиев "Ведомостям". «Минюст в качестве основных аргументов выдвинул следующие: «Агора» формирует общественное мнение, является иностранным агентом и предпринимает действия, чтобы выйти из реестра. Объяснить, в чем именно было нарушение, я не могу, потому что я сам не до конца его понимаю», - сказал адвокат. По его словам, в суде был упомянут ряд материалов – статья о публичной дискуссии Чикова и прокурора Республики Татарстан, а также три статьи Чикова, опубликованные на сайте Совета по правам человека. «На суде сказали, что информация продолжает распространяться без указания, что она распространяется НКО - иностранным агентом, что «Агора» не удаляет материалы», - добавил он.
Офис "Агоры" находится в Казани, напоминает "Казанский репортер". По информации издания, на ликвидацию суд предоставил правозащитной организации шесть месяцев. Летом 2014 г. Минюст признал правозащитную ассоциацию иностранным агентом, оспорить это решение "Агоре" не удалось. В реестре иностранных агентов на сайте Минюста указано, что "Агора" внесена в этот перечень 21 июля. По мнению Минюста, ассоциация участвовала в политической деятельности и использовала средства госдепартамента США.
У «Агоры» больше года нет иностранного финансирования и у нее было желание выйти из реестра иностранных агентов, рассказал Ахметгалиев. «Нам один раз отказали в выходе из реестра. Мы готовили второе заявление. У меня ощущение складывается, что вопрос не столько в формальностях, сколько в том, что «Агору» надо принудительно ликвидировать, но оставить в реестре», - сказал он. С позиции Верховного суда НКО можно ликвидировать, если она угрожает национальной безопасности, основам конституционного строя, жизни и здоровью других граждан и т. д., говорит Ахметгалиев, «но таких угроз не было».
"В своем исковом заявлении Минюст не приводит ни одного аргумента или довода о том, что ассоциация "Агора" угрожает национальной безопасности, основам конституционного строя, жизни и здоровью других граждан, а допущенные ей нарушения носят неустранимый характер. Ассоциация с момента создания и до сегодняшнего дня осуществляла общеполезную деятельность, ни разу не организовывала публичные мероприятия, не оказывала помощь политическим партиям и политикам, не участвовала в какой-либо форме в избирательных процессах", - заявил РАПСИ Рамиль Ахметгалиев. Он напомнил, что сейчас в ассоциацию входят 35 юристов и адвокатов, которые работают более чем в 40 регионах России для защиты прав и свобод человека и гражданина. Также ассоциация занимается оказанием бесплатной юридической помощи и правовым просвещением, передает "Интерфакс".
Ахметгалиев напомнил, что в постановлении президиума Высшего арбитражного суда России от 28 июля 2011 г. отмечено, что оказание ассоциацией "Агора" правовой помощи гражданам России отвечает понятию "общеполезные цели" – ориентировано на защиту конституционных прав граждан. Согласно Федеральным законам "О некоммерческих организациях" и "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" "оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения" является одним из видов социально полезной деятельности. За все время существования ассоциация занималась социально значимой и общеполезной деятельностью, отметил адвокат.
С момента создания ассоциации в отношении нее каждые три года управление Минюста проводило плановые проверки, рассказал также адвокат. Между плановыми, по его словам, проводились внеплановые проверки. "Самые масштабные проходили в 2009 г. - одновременные проверки управления Минюста, прокуратуры Татарстана, налоговых органов, республиканского МВД, Росфинмониторинга, а также в 2013-2014 гг. - пять проверок прокуратуры Татарстана", - рассказал Ахметгалиев. По его словам, впоследствии все проверки были обжалованы, а суды установили незаконность действий проверяющих и отсутствие каких-либо неустранимых существенных нарушений в деятельности ассоциации. "Организация все это время находилась под постоянным надзором со стороны контролирующих органов, которые не выявили каких-либо существенных неустранимых нарушений в ее деятельности", - заверил он.
Помимо прочего Ахметгалиев напомнил РАПСИ, что юристы и сотрудничающие с "Агорой" адвокаты добились в Конституционном суде РФ признания неконституционными положений шести федеральных законов.
"Принудительную ликвидацию ассоциации за ее правозащитную деятельность мы считаем признанием эффективности ее деятельности, крайней чувствительности для властей и однозначным репрессивным шагом, демонстрирующим истинные цели государственной политики в отношении неправительственных организации в России", - сказал адвокат. Он напомнил, что ликвидация НКО является одним из видов вмешательства государства в право на объединение, Конституция России допускает ее при наличии в совокупности строго определенных элементов.
"Агора" была создана весной 2005 г. Казанским правозащитным центром, Читинским правозащитным центром и Чувашской правозащитной организацией «Щит и меч», госрегистрацию получила в сентябре того же года. Юристы организации помогали пострадавшим от беспредела со стороны полиции и сотрудников ФСИН, в частности они представляли интересы пострадавших от дебоша со стрельбой, который устроил в московском супермаркете майор полиции Денис Евсюков, и добились обвинительного приговора начальнику ФСИН Челябинской области Владимиру Жидкову по делу об убийстве осужденных в ИК-1 в Копейске. Они защищали фигурантов "болотного дела", участницу Pussy Riot Екатерину Самуцевич, идеолога "Монстраций" художника Артема Лоскутова, участников группы "Война" и представляли интересы журналистов Олега Кашина, Евгения Шипилова и создателя интернет-библиотеки «Антикомпромат» Владимира Прибыловского. Они представляли в судах интересы сотрудников других НКО, которые попали под уголовное преследование, в том числе ассоциации "Голос", Союза комитетов солдатских матерей России, Независимой психиатрической ассоциации, Российского исследовательского центра по правам человека, Новороссийского комитета по правам человека и других.