«Противодействие российской агрессии» стало пунктом бюджета США

На это в бюджете-2017 предлагается выделить $4,3 млрд, из них $3,4 млрд – на безопасность в Европе; в НАТО уже отреагировали
«Противодействие российской агрессии» стало пунктом бюджета США/ Mihai Barbu/ Reuters

На «противодействие российской агрессии» в проект бюджета США на 2017 финансовый год заложено $4,3 млрд, сообщает сайт Белого дома. «Бюджет включает $4,3 млрд для оказания политической, экономической, дипломатической и военной поддержки для повышения устойчивости и снижения уязвимости от российской агрессии государств - партнеров по НАТО и союзных стран в Европе, Евразии и в Центральной Азии», - говорится в пояснении к проекту.

В эту сумму включены $3,4 млрд, которые будут направлены на реализацию «Инициативы по обеспечению европейской безопасности» Пентагона. В текущем году на ее реализацию выделено $789 млн. «Средства пойдут на улучшение демократии и качества управления, на усиление оборонительных возможностей, верховенства закона и антикоррупционные меры, а также на продвижение европейской интеграции, диверсификации торговли и обеспечение энергетической безопасности. Это включает укрепление возможностей противодействия российской агрессии во всем регионе, с прицельным фокусом на Украину, Грузию и Молдавию», - говорится в проекте бюджета.

"Это знак европейским членам НАТО, что пришло время и для них нарастить расходы на оборону", - заявил на брифинге постпред США при НАТО Дуглас Льют (цитата по "Коммерсанту"). Он отметил, что уже в прошлом году две трети членов альянса прекратили сокращать расходы на оборону, хотя сокращали их последние 20 лет.

Госдепартаменту и Агентству США по международному развитию (USAID) «на противодействие российской агрессии» будет выделено $952 млн, сообщил на брифинге представитель внешнеполитического ведомства. В справочных документах, распространенных пресс-службой госдепартамента США, приводится цифра $953 млн, указывает ТАСС. Эти средства будут выделены прежде всего на «Украину, Грузию и Молдавию», но в том числе и для «стран Центральной Азии», пояснил американский дипломат. Всего в проекте бюджета США на внешнюю политику выделено $50,1 млрд, что на $2,6 млрд меньше, чем в 2016 г. Из этой суммы $14,9 млрд предполагается заложить на непредвиденные расходы.

Военный бюджет США на 2017 финансовый год предлагается на уровне $583 млрд.

Директор национальной разведки США Джеймс Клэппер в ежегодном докладе конгрессу о глобальных угрозах безопасности страны упомянул Россию наряду с Китаем прежде всего в контексте угроз в киберпространстве. Он также отметил, что мир был безопаснее, пока существовал Советский Союз. По его оценке, при биполярной системе мироустройства ситуация была стабильнее и все мелкие угрозы рассматривались на фоне основной - угрозы со стороны Москвы, передает Huffington Post. Когда же СССР распался, возникло много новых сил и группировок, которые придают миру изменчивость. "Исламское государство" (запрещено в России) Клэппер назвал основным источником террористической угрозы и сказал, что ожидает от ИГ в ближайшее время попыток терактов во всем мире, однако, по его оценке, для США острее угроза со стороны "домашних" террористов-суннитов. Среди прочих угроз он упомянул кризис с мигрантами, ядерную проблему КНДР, которая, по его сведениям, развертывает производство ядерного топлива, и угрозы со стороны распадающихся государств. Клэппер отметил, что за более чем 50 лет работы в разведке он не припомнит более разнообразного набора выборов и кризисов, которые угрожают стране.

Россию главный разведчик США упоминал в контексте различных угроз. К примеру, это кибератаки на американские серверы с целью выведения из строя объектов инфраструктуры или для сбора информации. В частности, он отметил активизацию кибердеятельности России, Китая, Ирана, КНДР и ИГ, подразумевая кибершпионаж, дезинформацию, кражу и уничтожение данных и пропаганду, но подчеркнул, что у Китая и России для этого разработаны самые сложные программы. Также он упоминал Россию в контекстах угрозы в космосе - шпионажа с помощью спутников и попыток помешать работе американским спутникам, угрозы в Арктике и в контекстах региональных конфликтов - на Украине и в Сирии и Турции. Действия России в Сирии, по его мнению, преследуют цель по продвижению статуса страны как великой державы и по завершению ее международной изоляции. С началом украинского конфликта Клэппер связывает активизацию усилий Москвы по наращиванию влияния в Евразии.

Отношения с Россией станут главной темой для обсуждения на саммите НАТО в Брюсселе, пишет "Коммерсантъ". Недавно генсек альянса Йенс Столтенберг отметил, что Москва "считает возможным изменять границы в Европе, в частности на Украине и в Грузии", а значит, НАТО должно предусмотреть усиление защиты от этой угрозы. Он надеется, что министры обороны стран - участниц альянса договорятся об усилении присутствия на восточных рубежах НАТО (цитата по Stars and Stripes). Ранее Столтенберг критиковал и действия ВС России в Сирии, и нарушение российскими самолетами турецкого воздушного пространства. Однако "Коммерсанту" он заявил, что контакты между НАТО и Москвой сохраняются, НАТО не хочет новой холодной войны и продолжает политический диалог. В частности, сам Столтенберг встречался с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и постпредом России при НАТО Александром Глушко; кроме того, обсуждается возможность созыва нового совета Россия - НАТО, который не собирался с июня 2014 г. На вопрос украинских журналистов Столтенберг ответил, что и нормализовывать отношения с Россией альянс не собирается.

"Руководство НАТО и целого ряда европейских стран, особенно Великобритании, скандинавов, наших соседей-прибалтов, Польши, Румынии, некоторых других государств просто до истерики раздувают миф о российской угрозе и о том, что мы планируем угрожать Швеции и странам Балтии ядерным оружием", - заявил 10 февраля в интервью "МК" министр иностранных дел России Сергей Лавров.

"ВВС показывает фильмы. В Швеции что-то происходит с какими-то подводными лодками. Из этого сначала делают аншлаг, заголовки всех газет и телевизионных новостей только из этого и состоят, а потом оказывается, что никаких лодок там вообще не было, а были какие-то никому не известные и точно не нам принадлежавшие аппараты. Это информационная война. Мы это видим, понимаем и воспринимаем ее как таковую. Но отвечать на истерику истерикой мы не собираемся, стараемся отвечать только фактами, которые предъявляем", - заявил он.