Законопроект о праве задержанного на звонок родственникам готов ко второму чтению

Следователи просто не будут его выполнять, опасаются эксперты
Если полицейские не дадут задержанному позвонить, им за это ничего не будет
Если полицейские не дадут задержанному позвонить, им за это ничего не будет / Е. Разумный / Ведомости

Комитет по уголовному законодательству Думы в понедельник одобрил поправки ко второму чтению к законопроекту сенаторов о праве задержанного на звонок. Изменения в Уголовно-процессуальный кодекс были приняты в первом чтении в октябре и обязывали следователя не позднее двух часов с момента задержания предоставить задержанному возможность сделать телефонный звонок кому-то из родственников или близких. Адвокату задержанного разрешалось присутствовать при составлении протокола задержания. Сейчас следователи имеют право в течение 12 часов решать, кого из родственников уведомлять о задержании и кто именно будет звонить.

Законопроект о звонке пытаются принять с 2013 г. – его вносили и депутаты, и сенаторы, но оба проекта получили негативные отзывы правительства. В правительстве считали, что авторы не объяснили, что считать моментом задержания, и не уточнили срок, в который подозреваемый должен предстать перед следователем после задержания, поэтому терялось право следствия на тайну задержания. В итоге комитет по уголовному законодательству исправил проект сенаторов 2013 г., и Дума приняла его в первом чтении в октябре. В понедельник были приняты поправки ко второму чтению с учетом позиции правительства, администрации президента и предыдущих версий законопроекта, сообщил единоросс Рафаэль Марданшин. «Основные поправки – право на звонок нужно будет предоставлять в течение не двух, а трех часов, при составлении протокола обязан присутствовать защитник, и в случае задержания адвоката об этом необходимо проинформировать адвокатскую палату сразу же», – объяснил депутат. При этом из поправок исключили «близких людей» – звонить можно будет только близким или другим родственникам (при отсутствии близких), говорить им только о самом факте и месте задержания и месте нахождения, длина звонка – до пяти минут. Говорить о любых обстоятельствах дела нельзя. Проект планируют принять во втором чтении до конца года.

Милость к падшим

Верховный суд внес в Думу проект о декриминализации «легких пунктов» статей УК – о побоях, угрозе убийством, причинении тяжкого вреда здоровью, злостном уклонении от алиментов, использовании подложного документа и др. Порог уголовной ответственности за кражу увеличивается с 1000 до 5000 руб.

Представитель МВД на заседании комитета заявил, что ряд вопросов недоработан: так, обязательное участие защитника при составлении протокола будет трудно исполнить, например, в сельской местности. Позицию МВД поддержали коммунисты. «Против этого законопроекта изначально были и Следственный комитет, и прокуратура, и правительство. Что-то улучшили, но некоторые поправки, одобренные комитетом, снова его испортили», – считает зампред комитета Юрий Синельщиков (КПРФ). По его мнению, никуда не годится необходимость сообщать о задержании адвокатов. По такой логике, нужно сообщать и о задержании нотариусов – и список можно продолжать до бесконечности, возмущается депутат. «Таким образом, не будет соблюдаться тайна следствия. Закон не нужен никому, его не будут исполнять. В кулуарах депутаты-юристы смирились с его принятием, но считают, что он заранее нерабочий и со следователей никто не будет спрашивать за его неисполнение», – уверен коммунист.

Значит, необходимо ввести в КоАП норму об административной ответственности сотрудников правоохранительных органов за нарушение права задержанных на звонок, наделив прокурора правом возбуждать дела по таким фактам, полагает юрист «Яковлев и партнеры» Анастасия Рагулина. Это позволит установить факт нарушения процессуальных прав на начальной стадии расследования. Когда идея появилась, ее поддержали с большим энтузиазмом, но постепенно она стала обрастать какими-то ограничениями: говорить можно только о задержании, только с близкими родственниками и т. д., разочарован партнер юридической фирмы «Юст», адвокат Александр Боломатов. «Какая разница, о чем говорить с близкими родственниками, – это странное ограничение может стать объектом манипуляций», – считает адвокат. Но все же инициатива – маленький шаг в правильном направлении и это лучше, чем ничего, уверен Боломатов. «В XXI веке странно не иметь права позвонить родственникам. Что касается недостатков законопроекта, то лучше дать ему возможность наработать практику правоприменения и со временем скорректировать», – говорит адвокат.