Алексей Навальный не сможет участвовать в дебатах на выборах в Госдуму
Ради этого «Единая Россия» снова переписывает избирательное законодательствоЗаконопроект об обязательном участии кандидатов в депутаты разных уровней в предвыборных дебатах внес в пятницу вице-спикер Госдумы, секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов. Поправки в законы об основных гарантиях избирательных прав и о выборах депутатов Госдумы предполагают обязательное личное участие зарегистрированных кандидатов в дебатах на телевидении и радио на выборах любого уровня, кроме президентских. В случае отказа кандидата от дебатов причитающееся ему эфирное время переходит оппонентам.
По действующему законодательству в дебатах помимо самих кандидатов могут участвовать лица, уполномоченные политическими партиями или их региональными отделениями. Именно эта норма позволила в сентябре участвовать в дебатах на выборах в костромскую облдуму Алексею Навальному, который не имеет права баллотироваться на выборные должности из-за судимости. На костромских дебатах, транслировавшихся в прямом эфире регионального филиала телеканала «Россия 1», Навальный выступал в качестве уполномоченного партии «РПР-Парнас», под флагом которой шла на выборы Демократическая коалиция.
После принятия поправки Неверова появление Навального в предвыборном эфире будет исключено. Сам оппозиционер сказал «Ведомостям», что ждал этой нормы и не сомневается, что она написана под него. Это часть стратегии и «Единой России», и власти вообще по тотальному исключению из политического поля определенных людей, говорит Навальный: «Сначала им запрещают баллотироваться через сфабрикованный уголовный приговор, а потом не дают участвовать в важнейшей части агитации. Плюс у власти есть какая-то иррациональная боязнь именно моего участия в подобных мероприятиях. Достаточно вспомнить уголовные дела, которые обрушились на «Роснано» из-за того, что Чубайс пошел на дебаты со мной».
Официальное объяснение
Поправки в выборные законы призваны повысить информированность избирателей о кандидатах, выявить и поддержать лидеров общественного мнения, говорится в пояснительной записке.
КПРФ неоднократно вносила поправки об обязательных дебатах, но единороссы их отклоняли, напоминает коммунист Вадим Соловьев: «Сейчас они начали борьбу за либеральный электорат, которому важна система демократических выборов, – чтобы выглядеть красиво, они взяли наши поправки, переработали и внесли». При этом именно кандидаты в депутаты и губернаторы от «Единой России» не участвуют в дебатах, подчеркивает депутат: «Это бросается в глаза, и люди задают вопросы, что это за политики, которые не могут два слова связать. Некоторые в партии власти это начали понимать». Обязательность участия в дебатах надо распространить на все уровни выборов, а кандидатов, которые отказываются без уважительной причины, лишать регистрации, полагает Соловьев, хотя допуск к дебатам уполномоченных лиц он считает «более демократической нормой». Коммунист допускает, что Навального теперь до дебатов не допустят, но не считает его «такой уж грандиозной фигурой», чтобы под него менять законодательство: «Скорее его меняют под всех оппозиционных кандидатов, которые могут жестко оппонировать и хорошо выступать на дебатах». Либерал-демократы новое требование поддерживают и ко второму чтению тоже предложат распространить эту норму на президентские выборы, заявил ТАСС зампред фракции ЛДПР Игорь Лебедев. «Справедливая Россия» тоже будет «за», подтверждает первый зампред фракции Михаил Емельянов.
Политтехнолог Евгений Минченко не считает, что законопроект писался под Навального: «У «Единой России» поменялась стратегия, если раньше была ставка на инерционную кампанию, то теперь – на прямую коммуникацию с оппонентами. На прошлых выборах «Единая Россия» на дебатах выступала слабо, сейчас делается ставка на другой образ партии: конкурентные праймериз и выбор людей, которые могут эффективно дебатировать». Законопроект написан именно для того, чтобы не допускать Навального к участию в дебатах, не согласен с коллегой политолог Михаил Виноградов: «Страх перед Навальным в телевизоре иррационален и существует не один год. Это первая попытка узаконить его отсутствие в телевизоре. Никакого другого смысла в законе не просматривается».