Генпрокуратура научит региональных прокуроров блокировать экстремизм в интернете
В особо срочных случаях им разрешено обходиться без экспертизыДля принятия решения о внесудебной блокировке интернет-ресурса с призывами к массовым беспорядкам, экстремистской деятельности или участию в несанкционированных митингах может потребоваться экспертное исследование в области лингвистики, социальной психологии или религиоведения, но это не обязательно: «в случае если информационные материалы с явными признаками экстремистской направленности имеют или могут иметь широкий общественный резонанс, очевидна необходимость оперативного пресечения их распространения, проведения экспертного расследования не требуется», говорится в проекте инструкции Генпрокуратуры об организации работы с противоправными призывами в интернете. Проект приказа генпрокурора опубликован на правительственном портале раскрытия информации.
Из документа следует, что решение о блокировке ресурса с противоправной информацией подписывает генпрокурор или – «в целях оперативного принятия решений» – его заместители в федеральных округах. Но проверочные мероприятия должны проводить на местах: прокуроры собирают сведения об организаторах мероприятия, времени и месте его проведения и числе участников, а также проводят «мониторинг интернет-пространства на предмет выявления контентов, дублирующих противоправную информацию», и делают скриншоты нужных страниц. По итогам проверки составляется заключение, которое утверждается прокурором региона или начальником управления Генпрокуратуры. Оно должно содержать адрес страницы сайта и «обоснованный вывод» о целесообразности требования блокировки ресурса. Если есть основания полагать, что речь идет о преступлении, прокурор передает материалы в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании нарушителей. Сообщение о расследовании преступления по «экстремистским» статьям является основанием для принятия мер по блокировке сайта.
Усмотрели экстремизм
Генпрокуратура усмотрела признаки экстремизма в высказываниях экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, который на пресс-конференции в Лондоне предрек России неизбежную революцию. Материалы направлены в СКР для проверки, сообщила представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева.
На подготовку требований о блокировке ресурса с призывами к массовым беспорядкам и несанкционированным акциям инструкция отводит до пяти дней (но «в случаях, не терпящих отлагательства», это должно быть сделано незамедлительно), решения по остальным вопросам должны быть приняты в течение месяца.
Собеседник в правоохранительных органах говорит, что сейчас действует временная инструкция, регламентирующая порядок принятия решений о блокировке интернет-ресурсов: закон, предоставивший прокуратуре такие полномочия, был принят только полтора года назад. Но процедура уже достаточно хорошо отработана, и ее можно вводить на постоянной основе.
По данным «Роскомсвободы», на долю прокуратуры приходится 5,7% всех решений о блокировке сайтов (всего – 1035). Официальные данные о числе таких решений отсутствуют. Когда закон о внесудебной блокировке сайтов по инициативе прокуратуры (так называемый «закон Лугового») принимался, это объясняли необходимостью срочных мер в случаях использования интернет-ресурсов для организации массовых беспорядков – как, например, это было в Южном Бутове, вспоминает директор центра «Сова» Александр Верховский. И эти доводы были не лишены смысла. Но на практике получилось, что решения не всегда принимаются столь оперативно, а часто – в отношении материалов, никакой оперативности не требующих и находящихся в открытом доступе долгое время. И тогда непонятно, почему это нужно делать без суда, недоумевает эксперт.