Бизнес и юристы критикуют новый КоАП как излишне репрессивный
Депутаты обещают поправить то, что не нравится всем, перед первым чтениемЮристы и бизнес разошлись во мнениях в своих отзывах на проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), который в скором времени должен быть внесен в Госдуму. Председатель профильного комитета по конституционному законодательству единоросс Владимир Плигин, однако, обещает при подготовке кодекса учесть все мнения, а какие-то замечания включить еще до его внесения в парламент. «Например, все пришли к выводу, что нужно исключить из кодекса определение административной ответственности. Скорее всего, исключат два состава, связанных с ликвидацией юридических лиц, это наказание, вероятно, оставят только за финансирование терроризма, работорговлю и детскую порнографию», – рассказал Плигин.
Проект раскритиковал Институт правовых исследований Высшей школы экономики: по их мнению, новеллы кодекса носят негативный для развития экономического оборота характер. Серьезные последствия для бизнеса будет иметь изменение подведомственности для юрлиц и индивидуальных предпринимателей с арбитражных судов на суды общей юрисдикции и отказ от рассмотрения дел в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом, сказано в отзыве. При этом мотивы для изменения подходов у законодателей отсутствуют, считают эксперты ВШЭ. Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов в своем отзыве не поддерживает проект и считает, что его необходимо принимать только после завершения реформ контрольно-надзорных ведомств, а размеры штрафов необоснованно завышены. Компания «Лукойл» в своем отзыве поддерживает стимулирование правомерного поведения и введение новых категорий правонарушений, но также считает увеличение штрафов неоправданным.
Бизнес против
Проект носит ярко выраженный репрессивный характер и создает почву для злоупотреблений со стороны госорганов, говорится в отзыве Бориса Титова. Ликвидация юрлица предусмотрена не только за тяжкие, но и за менее значимые правонарушения.
Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве предлагает сформировать механизм региональной корректировки штрафов. Наказание в виде прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя необходимо увязать с конкретными видами предпринимательской деятельности, сказано в отзыве. Федеральная палата адвокатов поддерживает проект, но отмечает, что никак не урегулирована ответственность за нарушение прав граждан на юридическую помощь и нарушение прав адвокатов. «Излишняя репрессивность административной ответственности, избыточные требования к юрлицам могут негативно отразиться на бизнесе», – сказано в отзыве «Деловой России». Организация тоже считает, что штрафы завышены, а карательных мер стало больше.
«Появилась специфическая разновидность административного судопроизводства – рассмотрение судами дел об административных правонарушениях. Тот факт, что законодатель стремится к единству процессуальных правил при рассмотрении дел об административных правонарушениях судами общей юрисдикции и арбитражными судами, можно только приветствовать», – оценивает идею нового кодекса замдиректора по научной работе юридической фирмы «Яковлев и партнеры» Анастасия Рагулина. Ликвидация предприятий предусмотрена только за совершение грубых правонарушений, их общественная вредность не нуждается в обосновании, отмечает она. «Как можно в период развала экономики вводить дополнительную нагрузку на бизнес, увеличивая и штрафы, и сроки давности», – возмущается председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго. «Сейчас надо не новый кодекс принимать, а решать проблему с судами, которые неотделимы от исполнительной власти. Невозможно не согласиться с тем, что сначала нужно закончить реформу контрольных и надзорных ведомств», – продолжает Корчаго. Попытки наполнить бюджет с помощью сбора штрафов судами закончатся плачевно – бизнес либо закроется, либо снова уйдет в тень, полагает адвокат. «Такое ощущение, что после послания президента Владимира Путина все для вида поговорили о декриминализации, но дальше разговоров дело не пойдет. Политику на удушение бизнеса и репрессивное законодательство сейчас невозможно продолжать», – подчеркивает адвокат.