Россия и Франция не откажутся от совместных действий в Сирии

Коалиция укрепится, несмотря на сбитый турками Су-24
Владимир Путин и Франсуа Олланд должны договориться о продолжении сотрудничества
Владимир Путин и Франсуа Олланд должны договориться о продолжении сотрудничества / Сергей Гунеев / РИА Новости

Сегодня, 26 ноября, президенты России и Франции Владимир Путин и Франсуа Олланд встретятся в Москве. Главной темой переговоров должны стать вопросы противодействия террористической угрозе и координация в борьбе с «Исламским государством» (ИГ, признана террористической организацией и запрещена в России). Лидеры двух стран договорились о встрече сразу после последних терактов в Париже. Визит Олланда в Москву расценивался как стремление Парижа снять противоречия в борьбе с ИГ в Сирии между западной коалицией и Россией.

Но 24 ноября Турция сбила российский самолет Су-24. Это вызвало резкое обострение в отношениях России и Турции, которая вместе с Францией входит в НАТО. Путин еще во вторник назвал действия Турции «ударом в спину». Но вечером того же дня Олланд во время встречи с президентом США Бараком Обамой заявил, что Франция может сотрудничать с Россией, если Москва продемонстрирует готовность бороться против ИГ и выступит в поддержку политического решения ситуации в Сирии. Это могло произвести впечатление, что Париж может отказаться от своей инициативы.

Скорее всего, этого не произойдет. Москва поддерживает предложение Олланда о закрытии сирийско-турецкой границы, сказал 25 ноября глава МИД России Сергей Лавров. Он ожидает, что Олланд расскажет подробности. Говоря о том, не скажется ли эта ситуация на создании широкой коалиции, Лавров отметил, что это не помешает работе венского процесса, группе поддержки Сирии, в том числе обсуждению единого списка террористических организаций. Инцидент с самолетом «будет затруднять, но, на мой взгляд, это не должно снимать возможность коалиции», говорит российский дипломат.

Это единственный шанс справиться с той серьезной угрозой, которую представляет собой ИГ, добавил он. В Вашингтоне понимают необходимость создания единого фронта против ИГ с участием России, передал Bloomberg со ссылкой на американского чиновника. Но отсутствие доверия к Путину делает это проблематичным. В лучшем случае администрация Обамы может публично приветствовать удары ВВС России по позициям ИГ и согласна неофициально поделить с Россией территорию для нанесения ударов, пишет Bloomberg.

Франция постарается интенсивнее привлечь Россию в антитеррористическую коалицию во главе с США, считает директор Международного центра обороны и безопасности Мэтью Брайза. Конечно, сейчас такой вариант представить сложно, указывает эксперт. Но Брайза называет реакцию Путина на падение Су-24 спокойной. Путин не сказал, что это «акт войны против России», отмечает эксперт.

После терактов в Париже мнение общества и политического истеблишмента явно качнулось в сторону сближения с Россией и координации действий в Сирии, говорит руководитель Центра Россия/СНГ Французского института международных отношений Татьяна Костуева-Жан. Турция поставила союзников в сложное положение. С одной стороны, многие члены ЕС и НАТО не раз были объектами нарушения воздушного пространства российскими самолетами. Но с другой – реакция Турции воспринимается многими как чрезвычайно резкая, отмечает Костуева-Жан. «Думаю, что Олланд сделает все возможное, чтобы увести на второй план этот инцидент и не дать ему отвлечь от сути вопроса, а именно – как действовать более эффективно против ИГ», – резюмирует французский эксперт.

Трагедия с Су-24 воспринимается в Европе все же с точки зрения неадекватности реакции Турции, считает гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Поэтому не думаю, что инцидент повлияет на заинтересованность Франции в создании широкой коалиции против ИГ, добавляет он.

Договоренность с Путиным, если такая будет достигнута, может означать вывод борьбы с ИГ на качественно новый уровень, и сомнительно, что Олланд добровольно захочет отказаться от этой идеи. Сейчас уровень взаимодействия коалиций очень низкий, что подтвердили и события, приведшие к катастрофе Су-24.

Максимум, о чем президентам удастся договориться, – это о более тесном сотрудничестве и в том числе выполнении плана действий по мирному урегулированию в Сирии, который был согласован в Вене, говорит Брайза. Роль Парижа в качестве посредника между Москвой и Западом скорее всего сохранится. Кроме того, Олланд может взять на себя эту роль в отношениях между Москвой и Анкарой, чтобы снять возникшее напряжение, полагает Брайза. Отдельным пунктом, по мнению эксперта, может стать обсуждение решения России о доставке в Латакию комплекса С-400, что поставит под угрозу полеты самолетов стран коалиции под руководством США в Сирии. «Думаю, Олланд сфокусируется и на этом вопросе», – говорит Брайза, полагая, что шанс, что Москва откажется от этого шага, еще существует.