«Когалымавиа»: А321 не мог развалиться без внешнего воздействия

Представители авиакомпании исключили внутренние причины катастрофы на Синае
Максим Григорьев
Максим Григорьев / ТАСС

Авиакомпания "Когалымавиа" считает внешнее воздействие причиной разрушения в воздухе авиалайнера А321, упавшего в горах Синая 31 октября. Агентство Reuters сообщило со ссылкой на свой источник в египетской комиссии по расшифровке черных ящиков самолета, что голосовой самописец не зарегистрировал внешнего воздействия и что пилоты не подавали аварийный сигнал.

Какой бы то ни было отказ систем не мог привести к разрушению самолета в воздухе, подчеркнул заместитель генерального  директора "Когалымавиа" Александр Смирнов на брифинге в понедельник в Москве. "Нет такого сочетания отказов систем, при котором может развалиться в воздухе. Теоретически можно разрушить большими перегрузками, но такому самолету системы не дадут выйти на такие перегрузки даже при ошибке пилотирования", – сказал Смирнов.

Нельзя исключать

«Сейчас нельзя исключать ни одну из версий. И, собственно, следствие только начинает свою работу. Какая из версий ляжет в основу по мере продвижения следственных действий, мы сейчас сказать не можем. Но, в любом случае, сейчас артикулировать какие-то предварительные догадки, какие-то мнения, какие-то утверждения, которые ни на чем не основываются, совершенно неверно», — сказал в понедельник пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков.

По словам Смирнова, черные ящики А321 пока не расшифрованы, но есть информация, что менее чем за минуту самолет потерял 300 км в час скорости и снизился на полтора километра. "В таком состоянии самолет не может летать. Это не полет, а падение. Видимо, до этого он получил повреждение, которое стало причиной падения, и, видимо, экипаж полностью потерял работоспособность и не мог выйти на связь", – отметил он. Заместитель гендиректора исключил и техническую неисправность, и ошибку пилотирования.

В качестве непосредственной причины гибели пассажиров А321 Смирнов указал перегрузки и разрушение корпуса. "Взрывная разгерметизация не вызывает гибели. При ней маски выпадают и если надеть, то можно дышать. Скорее погибли от перегрузок, которые вызвало разрушение корпуса", – отметил он. Вывод о разрушении на большой высоте сделан, поскольку разброс обломков самолета достигает 5–8 км.

Заместитель гендиректора "Когалымавиа" Андрей Аверьянов подтвердил, что в 2001 г. потерпевший катастрофу борт действительно получил повреждение хвостовой части при посадке в Египте После этого был сделан временный ремонт для перелета на завод в Тулузу. Там Airbus провел требуемый ремонт и говорить, что он как-то привел к трагедии, оснований нет, сказал Аверьянов. Что касается 18-летнего возраста самолета, он не связан однозначно с ресурсом, напомнил Аверьянов. "Для такого самолета ресурс – 120 000 часов. Этот самолет не отлетал и 60 000", – заметил он.

Аверьянов исключил проблемы и из-за смешения топлива из Египта и России: состав топлива в Самаре и Египте определен и соответствует нормам. Во всяком случае, картина крушения при этом случае была бы иной, заметил он. "Это в худшем случае приведет к остановке двигателя, а не к разрушению самолета", – сказал Смирнов.

"Никакие египетские техники к нашим самолетам не подходят. Самолет обслуживали наши техники", – заверил Аверьянов. В бортжурнале самолета за последние пять полетов никаких технических проблем не отмечено, копии страничек есть в аэропортах, заметил он. 29 октября оба двигателя самолета прошли обследование в "Домодедово". "Я лично на этом самолете в октябре выполнял несколько рейсов. Он был в прекрасном техническом состоянии", – сказал Смирнов.

Представитель компании Оксана Головина рассказала, что уже два судна "Когалымавиа" прошли инспекцию Ространснадзора, третье проверяется сегодня, а четвертое находится на глобальной проверке в Стамбуле. "Компенсации семьям будут. Суммы и сроки мы объявим позже", – заявила она. Никакого влияния проверки на штатное расписание и выполнение рейсов на окажут, сказала Головина, речь об отзыве сертификата эксплуатанта также не идет.