Сирийские беженцы добираются в Европу через Россию

Переходить в Норвегию приходится за полярным кругом, но такой маршрут дешевле и безопаснее
Перебираться из России в Норвегию беженцам с Ближнего Востока приходится за полярным кругом
Перебираться из России в Норвегию беженцам с Ближнего Востока приходится за полярным кругом / Игорь Пшеничников / ИТАР-ТАСС

Более 150 сирийских беженцев в этом году попали в Норвегию через границу с Россией. Это совсем немного по сравнению с примерно 500 000 человек, попросивших убежища в Европе за этот же период. Но, как заявляют норвежские власти, поток сирийцев и других мигрантов быстро растет.

Европейские страны сейчас пытаются остановить приток мигрантов, которые обычно пытаются попасть в них на судах через Средиземное море или в грузовиках через Восточную Европу. Нередко это заканчивается трагически. Норвегия не является членом Евросоюза, но входит в Шенгенскую зону, в которой нет внутреннего пограничного контроля, поэтому мигранты поняли, что попасть в одну из стран ЕС можно и с севера – либо остаться в самой Норвегии. Ее граница с Россией находится за полярным кругом, но такой маршрут дешевле и безопаснее. «Некоторые обнаружили быстрый путь в Европу», – говорит Ханс Мелленбаккен, шеф полицейского участка, находящегося возле границы с Россией.

Один из мигрантов, выбравших такой путь, – 31-летний сирийский учитель, который до этого несколько раз не смог попасть в Европу через Турцию.

Общие расходы сирийца, добиравшегося в одиночку, составили $2400. Виза в Россию обошлась ему в $250, билет на самолет в Москву из Бейрута, куда он перебрался из Сирии, – в $1600, билет на поезд до Санкт-Петербурга стоил $100, а до Мурманска – $150. Затем он потратил $150, чтобы доехать до границы на машине, но попытка пересечь ее оказалась неудачной – российские водители теперь отказываются перевозить мигрантов в Норвегию после того, как ее власти пригрозили им преследованием за незаконное перемещение людей, а пешком, как понял сириец, его не пропустят. Тогда он купил велосипед за $150 и, проехав до границы более 30 км, оказался в Норвегии. «У меня на груди висел ноутбук, а на спине – сумка, – рассказал он в приюте для беженцев в Осло. – На мне были две куртки и два комплекта нижнего белья под штанами, потому что на севере холодно».

Перебираться из России в Норвегию беженцам с Ближнего Востока приходится за полярным кругом
Оранжевые стрелки – традиционные маршруты, по которым сирийские беженцы добираются в Европу (по данным Агентства ООН по делам беженцев); красные стрелки – маршрут сирийского учителя

Другой сирийский беженец, 20-летний Мохаммед Аль-Салим, проделал примерно тот же путь за три дня, потратив $2500. Для сравнения: туристы, добирающиеся до Северной Европы через Грецию и Италию, иногда используют поддельные паспорта, и их расходы составляют $12 000, включая $2500 за переезд на греческие острова из Турции.

По словам Аль-Салима, идея ехать через Россию пришла к нему в начале года: «Электричества не было, и я мог посмотреть только на карту мира». Его старший брат Али Аль-Салим добрался до Осло аналогичным образом в начале марта. «Я уверен, что был одним из первых сирийцев, проехавших по этому маршруту», – говорит он.

Перед отправлением на север беженцам необходим важный документ – российская виза. По словам сирийского учителя, он получил ее в Бейруте, где работают несколько турагентств, аккредитованных Министерством иностранных дел России. Они предоставляют заверенные приглашения и ваучеры в гостиницы, необходимые для подачи заявки. Братья Аль-Салим тоже воспользовались услугами таких агентств в Дамаске, заплатив по $550 и $1200. Младшему на тот момент было только 19 лет, и он не служил в армии, поэтому в агентстве заявили, что он не сможет получить деловую визу, а туристическая вызвала бы подозрения на границе. Поэтому он поступил в российский университет и получил студенческую визу. «Я в этом университете даже ни разу не появился», – признается он.

В Мурманске, находящемся ближе других российских городов к границе, власти тщательно проверяют поток мигрантов, направляющихся в сторону Норвегии. Поэтому на железнодорожном вокзале Али Аль-Салима и других сирийцев встретили офицеры ФСБ. «Мы сказали, что приехали посмотреть город, но они ответили, что это военный город и туристов тут не бывает», – рассказывает он. Офицеры заставили Аль-Салима и его друга купить обратный билет до Москвы, но когда через несколько дней они пришли к нему в гостиницу, он рассказал им о своих реальных планах уехать в Норвегию. По его словам, они сказали, что с этим нет проблем, но он должен добираться туда самостоятельно. За $150 два сирийца нашли водителя, который довез их до границы.

В ФСБ от комментариев отказались.

Россия, поддерживающая президента Сирии Башара Асада, является для сирийцев не только транзитной страной. Примерно 5000 беженцев приехали в Россию после начала войны, говорит Муиз Абу Алджадаил, который защищает права сирийских мигрантов через московский комитет «Гражданское содействие».

«Арктический маршрут» для беженцев имеет свои подводные камни, предупреждает Алджадаил. Так, некоторым мигрантам не разрешают въехать на территорию Норвегии, и их задерживает Федеральная миграционная служба (ФМС) России. Получить комментарии у представителей ФМС не удалось.

Каждый день в Норвегию прибывают около 100 мигрантов с юга, и количество велосипедов на пограничном пункте Сторскуг, брошенных после пересечения границы, все растет. «Прибыли еще четыре мигранта, и каждый на собственном велосипеде, – говорит Меллебаккен. – У нас их уже целый склад».

Перевел Алексей Невельский