Адвокатов не пускают к подследственным из-за ошибки Минюста

В сизо не признают новую форму адвокатского удостоверения, утвержденную министерством
Приказ Минюста затруднил адвокатам доступ в сизо
Приказ Минюста затруднил адвокатам доступ в сизо / Максим Шеметов / ТАСС

Охрана следственных изоляторов все чаще отказывает в допуске адвокатов к их клиентам, содержащимся под стражей, сообщил «Ведомостям» депутат Госдумы от «Единой России», координатор партийного проекта «Комфортная правовая среда» Рафаэль Марданшин. Подобные инциденты начались после утверждения в апреле 2014 г. приказом Минюста новой формы адвокатского удостоверения без печати и участились в последнее время: по словам депутата, к партийцам обратились представители адвокатского сообщества, пожаловавшиеся, что адвокатам стали отказывать в пропуске в изоляторы в связи с противоречием между законом об адвокатуре и приказом Минюста. Устранить эту коллизию должна подготовленная Марданшиным поправка в закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» об упразднении печати на удостоверении адвоката. «Мы оперативно отреагировали, разработали законопроект и в понедельник внесем его в Госдуму. Надеюсь не только на оперативное его рассмотрение и принятие, но и на то, что, пока он не принят, органы ФСИН будут с пониманием подходить к ситуации. Ведь право подозреваемого или обвиняемого на общение со своим адвокатом – одно из основополагающих прав, закрепленных в Конституции», – говорит единоросс. При этом он не считает, что необходимо срочно менять старые удостоверения на новые.

Минюст принимает меры

На совещании 20 августа с участием представителей ФСИН и Генпрокуратуры принято решение о пропуске адвокатов в учреждения ФСИН России по имеющимся удостоверениям при наличии паспорта, сообщили «Ведомостям» в пресс-службе Минюста.

Из-за отсутствия печати в новых удостоверениях в некоторых изоляторах не пускали адвокатов и ранее, но сейчас представители адвокатского сообщества говорят, что такая практика становится повсеместной, подтверждает соруководитель проекта «Комфортная правовая среда» Игорь Судец. Чтобы решить эту проблему, адвокат может поставить печать в удостоверение нового образца, но это не отменяет необходимости устранения самой правовой коллизии, согласен юрист.

Недавно было вынесено официальное распоряжение ФСИН не пускать адвокатов с удостоверениями без печатей, рассказывает адвокат Дмитрий Кравченко. По его словам, ФСИН любит затруднять работу адвокатов и ситуацию с печатями можно оценить как излишнее служебное рвение. Но адвокаты не должны нести ответственность за то, что ФСИН и Минюст не договорились между собой, подчеркивает Кравченко. «Это административный барьер, который возник на ровном месте. Минюст принял форму удостоверения, противоречащую требованиям закона. Налицо ошибка Минюста – они и должны ее исправить как можно скорее», – считает адвокат «Яковлев и партнеры» Андрей Яковлев, отмечая, что иначе подобные ситуации будут возникать постоянно. «Очевидно, что такие факты нарушают право обвиняемого на защиту, поскольку он имеет право видеться со своим защитником наедине независимо от того, где подследственный находится, и эту недоработку необходимо исправлять», – говорит адвокат «Кочерин и партнеры» Владислав Кочерин. Подобные последствия надо было предвидеть при изменении формы адвокатских удостоверений, отмечает юрист: «Как теперь компенсировать ущерб от имевших место фактов недопуска адвокатов? Следствие ведь не будет ждать, пока закон изменится». Законодателям надо уделять больше внимания не столько техническим вопросам, сколько подробному урегулированию процедуры вступления адвоката в уголовное дело, считает адвокат московской коллегии адвокатов «Защита» Алексей Каширский. На сегодняшний день существует уведомительный порядок, при котором никакого согласия следователя на вступление защитника не требуется, поясняет Каширский. «Фактически же если подзащитный содержится под стражей, то защитник зачастую не сможет приступить к защите и встретиться с подзащитным без письма следователя администрации изолятора, который может бесконечно затягивать его направление в адрес учреждений ФСИН», – жалуется юрист.