Князю Владимиру никак не могут найти время и место
Открытие памятника в Москве может быть перенесено на 2016 год из-за протестов общественностиВ Российском военно-историческом обществе (РВИО) в пятницу подвели итоги онлайн-голосования по выбору места установки памятника князю Владимиру. В опросе приняли участие более 100 000 человек: 62% из них проголосовали за Боровицкую площадь, 32% считают, что памятник должен стоять на Лубянской площади, 6% выбрали Зарядье. Вынесенные на голосование места, по словам исполнительного директора РВИО Владислава Кононова, отбирала рабочая группа историков и архитекторов.
Результаты голосования и предложение о месте размещения памятника уже отправлены в Мосгордуму, где должно быть принято окончательное решение, пояснил Кононов «Ведомостям»: «Есть распоряжение правительства России об открытии памятника 4 ноября, и мы готовы успеть к этому сроку, но не исключаем переноса установки на 2016 г.». По его мнению, перенос может зависеть скорее от технических моментов - решения Мосгордумы, проведения согласительных процедур, поскольку «место знаковое». Но даже если установку памятника придется отложить, это произойдет не позднее 4 ноября 2016 г., уверен исполнительный директор РВИО. Размеры монумента будут меняться в зависимости от особенностей места, где он будет установлен, добавил Кононов: «Скульптор готов это обсуждать. 25 м — это высота, которая предназначалась только для установки на Воробьевых горах».
Первоначальный план установки памятника на смотровой площадке МГУ на Воробьевых горах был утвержден Мосгордумой, но против него активно выступали общественные организации, эксперты и местные жители, объединившиеся в Коалицию в защиту Воробьевых гор. В итоге в июне РВИО попросило Мосгордуму найти новое место и вынесло этот вопрос на онлайн-голосование. Правда, краевед и член координационного совета движения «Архнадзор» Александр Фролов склонен видеть в этом не победу общественного мнения, а прагматичный расчет: «Установить памятник такой величины на склоне было сложнее и дороже». При этом монумент, установленный на средней террасе Воробьевых гор, стал бы точной репликой памятника князю Владимиру в Киеве, раскрывает другую причину отказа собеседник «Ведомостей» в РВИО.
Однако вариант с Боровицкой площадью тоже вызвал протесты: с призывом воспрепятствовать установке там памятника в правительство России 20 августа обратился «Архнадзор». В обращении, которое подписали более 80 российских архитекторов, историков и художников, говорится, что площадь, стены Кремля и дом Пашкова находятся в охранной зоне федерального значения и буферной зоне объекта Всемирного наследия «Московский Кремль и Красная площадь». Любое вмешательство в этой зоне опасно нарушением исторического ландшафта, настаивает Фролов: «Если этот монумент появится на Боровицкой площади, она будет уничтожена. Кремль и дом Пашкова не соотносятся по размеру с памятником, который перекроет вид на них. Участок также содержит культурный слой толщиной около 10 м, который должны исследовать археологи».
В этой вроде бы архитектурно-исторической проблеме легко разглядеть и политический подтекст, полагает политолог Алексей Макаркин: «К Владимиру в России относятся прохладно-уважительно. Событий, которые вызывают у россиян горячий отклик, всего два — Великая Отечественная война и полет в космос, остальные воспринимаются отстраненно. Но место для установки памятника изначально должно было быть престижным, и раз не получилось с Воробьевыми горами, были найдены еще три варианта». Однако Зарядье не подходит из-за строительства нового парка, а на Лубянке сталкиваются сразу две патриотические идеи: «ставишь Владимира — перекрываешь дорогу Феликсу» (Дзержинскому), поясняет эксперт. А вот к Боровицкой площади политики присматривались давно, напоминает Макаркин: «В 2004 г. в районе площади Союз правых сил собирался поставить памятник Александру II, но им не разрешили этого сделать (он был установлен возле храма Христа Спасителя. — «Ведомости»). А в прошлом году недалеко от Боровицких ворот установили памятник Александру I, победившему Наполеона. И это тоже был политически значимый проект — российский император, попирающий угрозу Запада».