Шувалов предложил ввести в законодательство понятие «опасное вождение»

Для снижения смертности в ДТП правительство и Госдума займутся формированием «законопослушного поведения гражданина»
Правительство считает главной причиной крупных ДТП человеческий фактор/ РИА Новости

После ряда крупных аварий в регионах со смертельным исходом правительство согласовало с администрацией президента план по сокращению смертности в ДТП. Как сообщил на совещании у президента первый вице-премьер Игорь Шувалов, план обсуждался с тех пор, как Владимир Путин дал 15 мая соответствующее указание. По словам чиновника, будут скорректированы требования к автоперевозчикам пассажиров и грузов. У нетрезвых водителей правительство предлагает изымать автомобили. Также Шувалов предложил ввести в российское законодательство понятие "опасное вождение" и ответственность за это нарушение, которая есть во многих странах.

"Мы понимаем, что особая ответственность за состояние дорог на органах власти различных уровней. Действительно, в нашей стране дороги не в лучшем состоянии, хотя мы тратим много денег на строительство новых и содержание старых, но тем не менее основной фактор – это человеческий. Либо невозможность справиться с управлением, либо пьянство водителей, либо невнимательность", – заявил Шувалов (цитата по расшифровке с сайта Кремля). В связи с этим первый вице-премьер считает, что "нужно уделить особое внимание формированию законопослушного поведения гражданина".

Разработанный план содержит 32 пункта и рассчитан главным образом на активную работу в течение одного года, отчитался также Шувалов. Часть мер касается нового взаимодействия в области информации. Уже существующие ресурсы, сообщающие о пробках, правительство предлагает дополнить данными об особо опасных и аварийных участках или создать такие новые ресурсы. Также кабмин собирается наладить обратную связь с населением, чтобы выявлять такие сложные участки и устранять опасность. Как именно будут уточнены требования к перевозчикам, он не сказал. Кроме этого будет разработан специальный план использования вертолетной техники по доставке пострадавших в лечебные учреждения, добавил первый вице-премьер.

ДТП под Хабаровском и человеческий фактор

Совещание у президента прошло в день, когда под Хабаровском столкнулись два рейсовых автобуса и погибли 16 человек. Замминистра внутренних дел Виктор Кирьянов доложил Путину, что пока рассматривает основной причиной ДТП человеческий фактор. Он рассказал, что авария произошла на участке, где проводились ремонтные работы и не была достаточно обеспечена безопасность движения: "У меня уже картинки есть с места, они говорят о том, что всего стоял один дорожный знак на автомашине, которая занималась ремонтными работами, а дорожные знаки должны быть установлены заблаговременно за 300 м". Также он предположил, что водитель автобуса не соблюдал скоростной режим. Впрочем, ранее представитель краевого МВД говорил ТАСС, что дорога на месте аварии "была ровная и отремонтированная".

Путин, открывая совещание, заявил, что "слишком часто у нас второй год происходят несчастья, причем несчастья крупные, с большим количеством человеческих жертв". Действительно, 22 июля в Красноярском крае автобус автотранспортного предприятия "Автоколонна 1967 – Восток" столкнулся с грузовиком на федеральной трассе "Байкал". Погибли 11 человек. Для транспортного предприятия это было второе ДТП с участием автобуса – 9 июля на трассе М-54 "Енисей" в Балахтинском районе автобус Hyundai, следовавший из Кызыла в Красноярск, столкнулся с микроавтобусом Mercedes. Погибли 11, пострадали 10 человек. 25 июня в Омской области автобус "ЛиАЗ" выехал на встречную полосу и столкнулся с "Камазом", груженным кирпичом. Погибли 16 человек, в том числе оба водителя, пострадали 11 пассажиров.

Как уже повышали безопасность на дорогах

Правительство уже пыталось принимать меры после периодов, когда часто случались аварии автобусов и грузовиков. Первая попытка оснастить все грузовики и автобусы тахографами была предпринята в России еще в августе 1996 г. Тогда появилось постановление правительства «О повышении безопасности международных и междугородных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом», по которому транспорт должен был быть обеспечен оборудованием для контроля режимов труда и отдыха водителя. «Тогда в стране не было достаточного количества необходимого оборудования, к постановлению не было выпущено подзаконных актов, и контроль его выполнения был слабым», – вспоминал заместитель руководителя Северо-Западного представительства Ассоциации международных перевозчиков Константин Шаршаков.

В 2009 г. тогдашний президент Дмитрий Медведев поручил Министерству транспорта разработать документ, который бы обязывал перевозчиков установить тахографы на автобусы с числом мест более восьми и грузовики массой выше 3,5 т. В сентябре 2009 г. были приняты поправки в Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств. В соответствии с ними с 23 сентября 2011 г. все выпускаемые грузовые и коммерческие автомобили и автобусы должны быть оснащены цифровыми тахографами, а с 23 января 2012 г. – весь остальной парк грузовой и пассажирской техники.

В марте 2011 г. Минтранс разработал поправки в Административный кодекс, карающие за отсутствие тахографа на транспортном средстве штрафами. Источник в ведомстве говорил, что без сурового наказания запустить процесс тотального оборудования грузовиков и автобусов регистраторами невозможно.

В августе 2012 г. "Коммерсантъ" писал, что Генпрокуратура после очередной волны аварий автобусов предложила правительству ужесточить требования к компаниям-перевозчикам и водителям. Ведомство предлагало обязать перевозчиков проверять автобусы перед рейсами, повысить штрафы для водителей и лишать их лицензии за систематические нарушения ПДД. "Проведенный Генпрокуратурой анализ причин ДТП с участием пассажирских автобусов свидетельствует, что таким авариям способствуют повсеместные нарушения руководителями предприятий трудового законодательства в части соблюдения режима труда и отдыха водителей", – говорилось в пресс-релизе ведомства. Также оно отметило, что перевозчики не организуют систематические медосмотры водителей и выводят на линии неисправные автобусы или автобусы без ремней безопасности. Генкуратура тогда предлагала Минтрансу разработать проект закона об общих принципах организации транспортного обслуживания населения, обязать компании проводить предрейсовые техосмотры автобусов и лишать лицензии водителей за систематические нарушения ПДД.