ФСБ предложила закрыть доступ к информации о владельцах недвижимости

Эта инициатива призвана защитить чиновников-коррупционеров, подозревают эксперты
Узнать, кому принадлежат подобные дворцы, станет гораздо сложнее
Узнать, кому принадлежат подобные дворцы, станет гораздо сложнее / ФБК

Федеральная служба безопасности (ФСБ) предложила закрыть доступ к данным о владельцах недвижимости, содержащимся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), следует из законопроекта, размещенного на портале раскрытия информации. Таким образом ФСБ хочет защитить персональные данные, которые сейчас предоставляются по запросам любых лиц (см. врез). Такая же ситуация складывается при обращении к сведениям, содержащимся в Государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре прав на воздушные суда, судовых реестрах.

Под компрометирующей информацией ФСБ подразумевает то, что обнаруживается в ходе наших антикоррупционных расследований, полагает директор Фонда борьбы с коррупцией Роман Рубанов, и теперь проводить их станет сложнее. Такой закон не позволит без участия госорганов получать документальное подтверждение о наличии собственности, согласен заместитель гендиректора «Трансперенси интернешнл – Р» Андрей Жвирблис, а это ударит в первую очередь по простым гражданам из-за повышения рисков мошеннических схем при совершении операций с недвижимостью. ФСБ хочет защитить чиновников от того, чтобы информация об их собственности была доступна гражданам, кроме того, есть вероятность, что ведомство хочет скрыть информацию о россиянах, купивших недвижимость в Крыму, поскольку они могут стать субъектами санкций или преследования по украинскому законодательству, полагает Жвирблис.

Депутата Госдумы Илью Костунова не удивляет, что законопроект разработала именно ФСБ, ведь в ее компетенцию входит выявление преступлений против собственности, а «возможность получить информацию из ЕГРП – подарок для преступников». Проблема возникает с защитой свидетелей и охраняемых лиц, так как через имущество на них можно оказывать воздействие, считает депутат. В процессе доработки законопроекта надо обеспечить право добросовестных участников гражданско-правовых сделок на необходимую информацию, говорит Костунов: «Что касается общественников, то надо разработать эффективные инструменты по выявлению фактов пользования коррумпированными чиновниками имуществом и предметами роскоши, потому что сегодня оно оформляется не на себя и не на родственников и ЕГРП здесь не помогает». Антикоррупционные расследования задевают право чиновников на воровство, возражает депутат Дмитрий Гудков: «Сейчас одна справка – и все шубохранилища, квартиры-аэродромы и прочее приятное имущество тех, кто всю жизнь получал скромную чиновничью зарплату, видны как на ладони. Отсюда и новая идея: объявить, что такие справки нарушают закон о персональных данных».

ФСБ на страже

Информация о правообладателях может использоваться в преступных либо компрометирующих целях, говорится в пояснительной записке. Кроме того, доступность таких данных негативно сказывается на применении мер по государственной защите.

Открытое владение имуществом – один из основных показателей нормального рынка недвижимости, говорит партнер юридической фирмы «Юст» Александр Боломатов. По его словам, текущая архитектура защиты прав в гражданском процессе построена на открытости реестра, поэтому законопроект может изменить систему судебной защиты, а ограничение на получение информации приведет к взяткоемкости этого рынка. Партнера адвокатского бюро А2 Михаила Александрова удивляет, что с такой инициативой вышла ФСБ, а не МВД, которое расследует преступления против собственности и в сфере экономики: «Если недвижимость законно куплена на деньги, с которых уплачены все налоги, как факт владения ею может компрометировать?» По мнению адвоката, если чиновник со скромной зарплатой владеет элитным особняком, его компрометирует не факт владения, а вопросы об источниках заработка. Преступники же и без ЕГРП могут получить нужную информацию, которая им не особо нужна, поскольку похищаются сами объекты, а не данные о них, добавляет Александров: «Можно привести и более приземленные примеры: сосед сверху залил вам квартиру. Платить не хочет. Как на него подать в суд, если собственника квартиры выявить нельзя?»

В ПОДГОТОВКЕ СТАТЬИ УЧАСТВОВАЛИ ОЛЬГА ЧУРАКОВА И ПЕТР КОЗЛОВ