Система управления Крымом может радикально измениться

Вслед за упразднением регионального министерства возможна и ликвидация федерального округа
Вместе работать по крымскому направлению премьеру Дмитрию Медведеву, министру Олегу Савельеву и губернатору Сергею Аксенову (слева направо) довелось лишь чуть больше года
Вместе работать по крымскому направлению премьеру Дмитрию Медведеву, министру Олегу Савельеву и губернатору Сергею Аксенову (слева направо) довелось лишь чуть больше года / Дмитрий Астахов / РИА Новости

Указ о ликвидации Министерства по делам Крыма готов и «находится на подписи» у президента, сообщило в четверг «РИА Новости». Эту информацию подтвердили «Ведомостям» федеральный чиновник и собеседник в аппарате правительства. Решение окончательное, утверждает чиновник. «Главной функцией министерства было инкорпорировать Крым в российскую экономику. Сейчас эта задача практически решена. Министерство свою задачу выполнило», – поясняет другой собеседник.

Не вписались в систему

Пока Минкрым работает в обычном режиме, сообщила пресс-служба министерства. Получить комментарии пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова не удалось. Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова и представитель курирующего региональное развитие вице-премьера Дмитрия Козака от комментариев отказались. Министр Олег Савельев, возможно, станет заместителем руководителя аппарата правительства, часть ставок вернется обратно в Минэкономразвития, знает высокопоставленный чиновник. Ликвидация министерства связана с тем, что Минкрым не вписался в систему управления, объясняет он.

О создании специального министерства для развития присоединенного региона было объявлено в апреле 2014 г. Для Савельева, ранее занимавшего пост замминистра экономического развития (он курировал госинвестиции и развитие регионов), назначение в Минкрым стало неожиданностью, рассказывал чиновник Минэкономразвития: инициатива принадлежала Козаку, а сам Савельев создание специальных региональных министерств не поддерживал. Он собирался строить работу министерства как компании, управляющей специальной экономической зоной, говорил его знакомый.

История крымской интеграции

Договор о принятии Республики Крым в Российскую Федерацию был подписан 18 марта 2014 г., 20 марта ратифицирован Госдумой, 21 марта – Советом Федерации. Одновременно был принят федеральный конституционный закон об образовании в составе России новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Согласно ст. 6 этого закона до 1 января 2015 г. действовал переходный период, в течение которого урегулировались «вопросы интеграции новых субъектов РФ в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ». Выборы в органы госвласти поначалу были намечены на сентябрь 2015 г., но прошли годом раньше. Вместе с тем по некоторым направлениям сроки интеграции были продлены: так, полный переход на российское законодательство по имущественным вопросам, а также в сферах энергетики и ЖКХ запланирован с 1 января 2017 г.

По словам собеседника «Ведомостей», близкого к правительству, упразднение министерства может стать началом изменения всего порядка управления Крымом. В мае, по словам собеседника, полпред президента в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев предлагал наделить его должностью вице-премьера (как полпреда на Дальнем Востоке Юрия Трутнева), что привело бы к перетеканию к нему ряда полномочий от Козака. Вслед за этим в Крыму была возбуждена серия антикоррупционных дел. Нельзя исключать, что уже в сентябре будет упразднено и само полпредство (Крым передадут в Южный федеральный округ), добавляет собеседник.

Сложившаяся система управления представлялась временной, она не работала на улучшение социально-экономических показателей, считает политолог Ростислав Туровский. Министерство было выстроено вокруг одной идеи – создания свободной экономической зоны, напоминает эксперт: «Но этот механизм толком не заработал, и не ясно, будет ли работать, потому что желающих немного, а региональные власти работают на свои собственные интересы». При этом антикоррупционная кампания в Крыму может иметь далеко идущие последствия, допускает Туровский: «Все это, вероятно, приведет к более жесткому порядку управления территорией, поскольку стратегия альянса со сложившимися местными элитами, которые продемонстрировали лояльность, а в обмен получили слишком большой контроль над ресурсами и в интересах населения этим контролем не воспользовались, не сработала». Поэтому расформирование министерства – лишь эпизод в реформировании всей системы управления Крымом, которое произойдет осенью, предполагает эксперт: «Полпредство будет усилено и может частично заменить местное руководство – в любом случае внешнее управление будет усиливаться».

Губернатор против силовиков

Результатом последних антикоррупционных дел стало опубликованное в четверг распоряжение главы Крыма Сергея Аксенова о создании комиссии по защите прав местных чиновников. Как говорится в документе, комиссия «осуществляет рассмотрение вопросов, связанных с обоснованностью возбуждения уголовных дел, проведения следственных действий» в отношении чиновников. В случае выявления фактов нарушения прав чиновников комиссия принимает решение информировать об этом президента России.

Созданию комиссии предшествовал скандал с возбуждением ФСБ уголовного дела против министра промышленной политики Крыма Сергея Скрынника, которое Аксенов назвал сфабрикованным и заказным. Скрынника подозревают в содействии с помощью оформления подложных документов в хищении Бахчисарайского райпо стоимостью 48 млн руб., которое из государственного стало частным. Арестован Скрынник не был, он продолжает работать в правительстве Крыма.

Телефон УФСБ по Республике Крым и Севастополю в четверг не отвечал, получить комментарии в СКР не удалось. По словам человека из правоохранительных органов, такая комиссия не имеет отношения к уголовно-процессуальному законодательству и правоохранительные органы вряд ли будут принимать ее работу во внимание – и тем более информировать ее о своих разработках. Руководство Крыма занимается присвоением не свойственных ему функций, поэтому Генпрокуратура должна на это отреагировать, считает руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов: «Видимо, руководство Крыма думает, что у них особый регион, на который не распространяются российские законы». Создание комиссии вызвало у многих удивление, поскольку ее правовой статус непонятен, речь идет об определенном вмешательстве в УПК, говорит крымский политолог Владимир Джаралла. По его мнению, инициатива не согласована с федеральными органами, а ее создание вызвано арестами высокопоставленных крымских чиновников, обвиненных в коррупции.

С юридической точки зрения это решение является ничтожным, противоречит Конституции, федеральным и республиканским законам, говорит бывший первый вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев: «С другой стороны, это фактически создание помех деятельности правоохранительных органов, что само по себе является грубой ошибкой». Аксенову после подобных обвинений нужно было отправить правительство в отставку, создать техническое аполитичное правительство, состоящее из профессионалов – как крымских, так и из других регионов России, считает он.

Крым перевели под ответственность правительства, в частности Козака, поскольку посчитали, что работа была стабилизирована, но оказалось, что по всем параметрам завал – руководство республики не справляется со своей работой, говорит собеседник «Ведомостей», близкий к полпредству президента: «Белавенцев же, человек [министра обороны Сергея] Шойгу, выстроил систему, и ему не нравится, что сейчас ее начали разваливать, он решил защитить свою территорию». Все разъяснится после окончания саммита в Уфе, когда президент примет какое-то решение, считает он.

В подготовке статьи участвовал Петр Козлов