ФСБ обыскала завод, где ремонтируются ядерные подлодки

Бывшее руководство «Звездочки» подозревают в использовании контрафактных агрегатов
Судоремонтный завод «Звездочка» – системообразующее предприятия по ремонту атомных и дизельных подводных лодок
Судоремонтный завод «Звездочка» – системообразующее предприятия по ремонту атомных и дизельных подводных лодок / В. Ларионов / ТАСС

В начале этой недели в Северодвинске в ряде помещений судоремонтного завода «Звездочка» (входит в состав государственной Объединенной судостроительной корпорации, ОСК), включая кабинет гендиректора Николая Калистратова, прошла выемка документов силами оперативно-следственной группы ФСБ, сообщило местное информагентство «Беломорканал». Эту информацию «Ведомостям» подтвердили человек в местных правоохранительных органах и менеджер одной из госкомпаний, связанных со «Звездочкой». Представители ОСК и «Звездочки» воздержались от комментариев, получить комментарии в УФСБ по Архангельской области не удалось. Телефон Калистратова в среду не отвечал.

Сотрудник правоохранительных органов сообщил, что обыски прошли в рамках уголовного дела по ст. 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями), связанного с использованием несколько лет назад контрафактных агрегатов при исполнении экспортного контракта. У «Звездочки» – системообразующего предприятия по ремонту атомных и дизельных подводных лодок – в последнее десятилетие все экспортные заказы были связаны с ремонтом и модернизацией дизельных подлодок проекта 877 для военно-морских сил Индии. Четыре такие лодки были модернизированы на самой «Звездочке», а одна модернизируется на индийской верфи. В августе 2013 г. последняя из модернизированных на «Звездочке» лодок – «Синдуракшак» взорвалась и затонула у пирса на базе индийского флота в Мумбаи. В прошлом году командир этой лодки был уволен из ВМС Индии без права пенсии, а причиной аварии было названо отсутствие дисциплины при загрузке в подлодку боезапаса. Однако собеседник «Ведомостей» исключил, что уголовное дело, в рамках которого в Северодвинске прошли обыски, связано с этой трагедией. По словам двух менеджеров судостроительной промышленности, не имеет это дело отношения и лично к Калистратову – во время исполнения этих контрактов «Звездочкой» руководил Владимир Никитин, с мая этого года возглавляющий Крыловский государственный научный центр в Петербурге.

Калистратов начал свою биографию на «Звездочке» и в период с 1992 по 2007 г. с небольшим перерывом был ее гендиректором. В 2007 г. его, как имеющего большой авторитет в судостроительной отрасли специалиста, назначили гендиректором соседнего Северного машиностроительного предприятия («Севмаш»), где Калистратов проработал до 2011 г. По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, на посту гендиректора «Севмаша» Калистратов фактически спас системообразующий для российской оборонной промышленности контракт по модернизации для ВМС Индии авианосца «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»).