Скончался Евгений Примаков

Экс-премьеру, бывшему министру иностранных дел было 85 лет
Евгений Примаков
Евгений Примаков / С. Портер / Ведомости

26 июня в Москве после продолжительной болезни на 86-м году жизни скончался бывший премьер-министр России, экс-министр иностранных дел, экс-руководитель СВР, востоковед-арабист, патриарх российской политики Евгений Примаков. Церемония прощания может состояться в понедельник, 29 июня, в Колонном зале Дома союзов, сообщил "Интерфаксу" президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин.

Кем был Примаков

В 1989–1990 гг. Примаков был председателем Совета Союза Верховного совета СССР, затем в 1991–1996 гг. был руководителем Службы внешней разведки России (СВР), после чего два года занимал пост министра иностранных дел. В историю вошел "разворот над Атлантикой" самолета Примакова во время сербского кризиса 24 марта 1999 г. – Примаков, узнав от вице-президента США Альберта Гора о решении коалиции бомбить Югославию, отменил визит в США и вернулся в Москву.

"Он всегда хотел быть и был человеком власти, а вовсе не оппозицией, даже если он удалялся от власти, он удалялся недалеко, и даже в период острого конфликта в "мезозойскую эру" во времена Хрущева и ЦК он ушел не куда-нибудь, а в "Правду", – говорит политолог Глеб Павловский. Примакова надо рассматривать как человека, который, как все деятельные люди старше 60 лет, состоялся в СССР. "Примаков – безусловный "селф-мейд мэн", он не искал возможностей, а создавал их". Ради этого он работал в разведке, но если многие шли туда для того, чтобы просто устроиться, то он пошел туда, чтобы работать, чтобы использовать дополнительные инструменты влияния, которое советское общество не могло ему дать. 

"Он выработал – и это его личное достижение – особый тип советского здравого смысла, – говорит Павловский, – который теперь выглядит мудростью, а на самом деле – просто спокойный и дисциплинированный здравый смысл". Это был единственный политический руководитель, который создал команду и ей доверился. "Ни до, ни после мы таких примеров не видели, единственное, что было его ошибкой, – он, как и Путин, был очень медиауязвим, с трудом сносил журналистские нападки, что многие использовали против него", – говорит Павловский.

«Назначение его на пост руководителя СВР было необычно тонким ходом, поскольку он был журналистом, человеком из науки, хотя, безусловно, сотрудничавшим с разведкой, – и он с этой ролью блестяще справился», – вспоминает председатель партии «Гражданская инициатива», бывший министр экономики Андрей Нечаев. 

На каждой своей позиции он проводил достаточно независимую политику, что часто приводило к конфликтам с президентом Борисом Ельциным, хотя у них были уважительные отношения, говорит Нечаев. «Часто правительство Примакова противопоставляют предыдущим. Но, безусловно, будучи человеком либеральных взглядов, он глобально ничего не поменял. Он продолжал ту же линию – не пошел по пути национализации, что ему предлагали, и отмены приватизации, не стал возрождать Госплан и плановую экономику», – считает политик. В последние годы его выступления привлекали внимание, опять же было видно, что он человек с позицией, говорит Нечаев. Они пересекались, когда Нечаев работал в правительстве, а Примаков был руководителем СВР: «Я был занят экономическими реформами, был далек от СВР, но мы пересекались по вопросам ее финансирования, когда он приходил отстаивать свой бюджет, в том числе и закрытый, поэтому у нас практическое взаимодействие носило специфический характер».

В 1998–1999 гг., после августовского дефолта 1998 г., по представлению первого президента России Бориса Ельцина Примакова назначили председателем правительства России. Всего за девять месяцев премьерства Примаков смог заложить предпосылки выхода из кризиса. Примакова на посту премьера сменил Сергей Степашин, но уже через три месяца премьером стал действующий президент Владимир Путин. 

В конце 1999 г. Примаков был избран депутатом Госдумы, где возглавил фракцию избирательного блока «Отечество – вся Россия», который был образован из движения «Отечество» мэра Москвы Юрия Лужкова и движения «Вся Россия» и который в 2001 г. дал начало партии "Единая Россия". 

С 2001 по 2011 г. Примаков занимал пост президента Торгово-промышленной палаты России.

Президент России Владимир Путин выразил соболезнования в связи с кончиной Примакова, сообщил ТАСС. "Президенту доложили скорбную новость о кончине Евгения Максимовича Примакова, – сказал пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. – Президент глубоко соболезнует родным и близким Евгения Максимовича, всем тем, кто его знал". По словам Пескова, последний раз Путин встречался с Примаковым около месяца назад. "Евгений Максимович прислал президенту свою новую книгу, и по этому случаю он его посетил – президент сам к нему приезжал", – пояснил он.

Свой 85-летний юбилей Примаков отметил 29 октября 2014 г. Тогда Путин также лично посетил Примакова и подарил ему советский примус «Рекорд 1» и трехтомную «Историю дипломатии» издания 1941 г.

Как вспоминают Примакова

Алексей Кудрин. "Ушел Евгений Примаков. Выдающийся политик. Он создавал историю России", – написал сегодня экс-министр финансов Алексей Кудрин в своем Twitter.

Анатолий Чубайс. "Есть броские вещи, которые все вспоминают, вроде разворота [самолета] над Атлантикой. Мне кажется, не это главное. Другое. Я вообще знаю мало людей, которые в советской жизни выполняли серьезные, ответственные задачи и в постсоветской жизни были на такого же масштаба задачах. Такое возможно только для очень крупных людей", – сказал Чубайс "Интерфаксу" в пятницу.

Михаил Ходорковский. "Ушел Евгений Максимович. Мне довелось с ним немного поработать вместе. Я был с ним во время известного "разворота над Атлантикой", и, хотя решение пришлось принимать, конечно, ему, он выслушал тогда каждого. Это был сильный и мудрый человек. Вечная ему память!" – сказал "Ведомостям" Михаил Ходорковский.

Константин Костин. "Примаков – уникальный пример, человек был, с одной стороны, в оппозиции, с другой – действительно входил в истеблишмент", – говорит руководитель Фонда гражданского общества Константин Костин. Он влиял на реальную политику в России, его позицию учитывали на Западе. "После выборов 1999 г. он стал одним из архитекторов объединения ОВР и "Единства" и создания новой партии "Единая Россия", – напоминает Костин. – Это редкий пример ответственной политической деятельности и во власти, и в оппозиции, когда интересы страны выше узкопартийных интересов и личных амбиций".

Вадим Соловьев. Примаков – один из самых выдающихся политических деятелей, особо блестяще проявил себя, когда возглавил коалиционное правительство, говорит Вадим Соловьев (КПРФ). "Страна тогда фактически встала, экономика рухнула. Благодаря Примакову им за полгода удалось сотворить чудо и вытащить нас из кризиса, в который страну вогнали либералы во главе с Кириенко", – вспоминает Соловьев. Его политика – поддержка и кредитование бизнеса под малый процент – за год увеличила ВВП на 14%, говорит коммунист. Еще пять лет после его отставки экономика чувствовала благотворное влияние его работы, но запас не был бесконечным, считает депутат.

"Он проводил жесткую национальную политику на международном уровне, отстаивал интересы страны. Когда Ельцин почувствовал, что рядом с ним второе лицо пользуется доверием и авторитетом у всех и может объединить нацию, он отправил его в отставку", – вспоминает коммунист. Он умел даже самое неудобное предложение подать так, что никто не обижался – все понимали, что за этим колоссальный труд и великий человек. "Насколько мне известно, он продолжал оказывать влияние на решения, его мнение влияло на позицию президента и правоохранительных органов. Многие из самых рациональных предложений правительственного лагеря принадлежали ему", – считает коммунист.

Анатолий Адамишин. Уход из жизни Евгения Примакова – большая утрата для страны, поскольку он был человеком с совершенно уникальным опытом, который был способен найти выход практически из любых положений, говорит бывший первый замминистра иностранных дел СССР Анатолий Адамишин, которого связывали с Примаковым почти более 40 лет знакомства и дружбы.

«Этот жизненный опыт нам бы сейчас очень пригодился. Он продолжал писать, высказывать свои мысли довольно прямо, и вот этого больше всего будет нам не хватать», – отметил Адамишин.

Примаков внес очень большой вклад в развитие нашей страны на разных этапах, в частности в период перестройки, когда он был ее активным сторонником и помогал проведению реформ, отмечает Анатолий Адамишин. Он «занимал мужественную позицию по время путча», которая помогла преодолеть сложившуюся тогда ситуацию. При нем, когда он возглавил МИД, внешняя политика России начала «становиться на собственные ноги». "Помню, была ситуация, когда мы зациклились на тандеме Ельцина – Козырева, когда зациклились только на Запад, не выстраивая политику по другим направлениям, – раз и будучи слишком податливыми – два", – сказал Анатолий Адамишин. Евгений Примаков на каждом из государственных постов "вносил свое понимание, видение, свой акцент", отметил Адамишин, добавив, что выражает соболезнования семье и близким Евгения Примакова.

Лев Пономарев. Правозащитник Лев Пономарев познакомился с Примаковым, когда хоронили Андрея Сахарова: «Я был близок к семье Сахарова, в итоге одним из первых приехал, когда умер Андрей Дмитриевич. И мы с его женой Еленой Георгиевной Боннэр решали, как его хоронить. Ей уже звонили из правительства, поскольку было принято решение создать правительственную комиссию по похоронам Андрея Дмитриевича, которую как раз возглавил Примаков». Комиссия предложила проводить Сахарова в Доме союзов, где провожали всех руководителей страны, жена Сахарова отказалась, рассказывает Пономарев. Тогда была создана общественная комиссия по похоронам, куда вошел Пономарев, – и они ездили в Кремль беседовать с Примаковым об организации похорон. «Еще раз мы пересекались, когда я был депутатом Верховного совета РСФСР и председателем комиссии по взаимодействию с общественными структурами, а он был в СВР. Он тогда пригласил меня в СВР, чтобы мы могли посмотреть, как они работают. Но я тогда не поехал», – рассказывает Пономарев.

Алексей Подцероб. Евгений Примаков сыграл очень большую роль в истории современной России, потому что был премьером в самый трудный для страны период и смог вытащить страну из кризиса. «Очень жаль, что его убрали и не позволили доделать то, что он хотел», – говорит бывший посол России в Ливии и Тунисе Алексей Подцероб. Еще одна заслуга Примакова – то, что он предотвратил развал Первого главного управления КГБ – это современная СВР, добавляет Подцероб. «Когда он пришел в МИД, то очень много сил приложил, чтобы вернуть его к жизни, поскольку при предыдущем министре Андрее Козыреве он был практически разгромлен». «Он производил очень серьезное впечатление глубиной анализа и принимаемых решений», – говорит Алексей Подцероб, взаимодействовавший с Примаковым, будучи послом в Тунисе и по научной работе.

Владимир Плигин. Очень мало людей, которые обладают видением процесса в нашей стране и вообще в мире, несомненно, Примаков относился к таковым, говорит председатель думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин ("Единая Россия"). "Он умел тактично доносить до людей свое мнение. Несомненно, к мероприятиям, которые проводил Примаков в последнее время, прислушивались люди, принимающие решения. Одна из последних его фундаментальных лекций о будущем также оказала влияние на текущие процессы", – считает Плигин.

Николай Злобин. "Евгений Примаков стоял над своим политическим временем. Он был больше, умнее, глубже и шире, чем любая конкретная власть, – говорит политолог Николай Злобин. – Примаков был настоящим государственником, для которого стратегические интересы страны были несравнимо важнее интересов тех или иных политических группировок". Именно с него началось очень непростое, противоречивое и неуверенное, но возрождение постсоветской российской государственности. Он всегда видел намного дальше, чем очередные выборы и политические кампании: "Таких людей всегда бывает очень мало, а в России их катастрофически не хватает. С уходом Примакова российский политический класс, безусловно, станет интеллектуально беднее".

Павел Крашенинников. "У меня было два периода общения с Примаковым: до того как он возглавил правительство, я общался с ним как со старшим товарищем по международно-правовым темам, – рассказывает председатель комитета по уголовному законодательству Павел Крашенниников. – Когда он возглавил правительство, то раскрылся во всей красе: был очень сложный период в стране, и экономический, и политический кризис, людям не платили зарплату. Примаков сумел объединить в своем правительстве и коммунистов, и либералов, он подбирал людей по профессиональным качествам. К его мнению прислушивались везде – и в Госдуме, и в Совете Федерации. При этом он очень трепетно относился к праву: я мог приехать с любого конца страны, и мы решали эти вопросы. К нему прислушивались на международной арене: ему задавали самые разные вопросы, и он всегда с готовностью помогал, отвечал, учил".

Юрий Лужков. Бывший партнер Примакова по избирательному блоку, экс-мэр Москвы Юрий Лужков в интервью "Интерфаксу" назвал Евгения Примакова великим гражданином России. "Этот человек все свои знания и весь свой опыт отдавал стране как в доперестроечную эпоху, так и в новое время. Он был в полной мере востребован страной. Это был государственный деятель, который мог принимать в критические минуты правильные решения", – отметил Лужков. По словам экс-мэра Москвы, они с Примаковым были друзьями. "Очень жалко. В личном плане мы были близки, мы были друзьями, и потеря такого человека – это огромное горе его друзей, его близких, его соратников, горе для всей страны", – заявил Лужков.

Госдума в пятницу начала заседание с минуты молчания в память о Евгении Примакове. "Пришла плохая весть – не стало удивительного человека, государственного деятеля Евгения Максимовича Примакова, – сказал, открывая заседание, спикер Госдумы Сергей Нарышкин. – Он внес огромный вклад в развитие отечественной, да и мировой науки, занимал высокие государственные посты, его карьера во многом была связана как раз с международными отношениями, в том числе на посту министра иностранных дел".

Владимир Жириновский. Лидер фракции ЛДПР в Госдуме Владимир Жириновский заявил "Интерфаксу", что сожалеет об уходе из жизни Евгения Примакова. "Я его очень хорошо знал – это образец ученого, историка, общественного, государственного деятеля", – сказал Жириновский. По его оценке, Примаков внес огромный вклад в нашу внутреннюю "и особенно в международную политику".