Правозащитники уговорили Госдуму и Минюст исправить «закон садистов»

Правила применения силы и спецсредств к заключенным ужесточаться не будут
Госдума, Минюст и ФСИН согласились внести поправки в законопроект, ужесточающий применение силы и спецсредств к заключенным
Госдума, Минюст и ФСИН согласились внести поправки в законопроект, ужесточающий применение силы и спецсредств к заключенным / М. Стулов / Ведомости

Госдума, Министерство юстиции и Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) готовы внести поправки в законопроект, который ужесточает порядок применения силы и спецсредств к заключенным, заявили их представители в среду на специальном заседании президентского Совета по правам человека (СПЧ). Этот проект правительство внесло в Госдуму в мае, но разрабатывался он еще с сентября 2014 г., пояснил член СПЧ Андрей Бабушкин: «Ощущение, что закон писали непрофессионалы. К примеру, они считают, что нарушение режима содержания, за который могут применяться спецсредства, – это нападение заключенных на сотрудников ФСИН, но это может быть и курение в неположенном месте». По мнению правозащитника, в нынешней версии законопроект вызовет рост злоупотреблений и радикализирует отношения между заключенными и администрацией. В соцсетях этот документ даже прозвали «законом садистов».

По словам Бабушкина, созданная в январе рабочая группа из представителей ФСИН, Минюста, СПЧ и аппарата уполномоченного по правам человека подготовила около 40 поправок, «сузив правовые дыры» в законопроекте, например, в части «нарушения режима содержания» или «массовых неповиновений». Но в проекте, внесенном в Думу, эти поправки не были учтены, поясняет Бабушкин: «Возможно, влиятельная группа сотрудников ФСИН из «старой гвардии» хочет подставить руководителей службы, создав конфликт между правозащитниками и ФСИН, возможно, это техническая ошибка». Омбудсмен Элла Памфилова в письме к депутатам требовала снять законопроект с рассмотрения, если поправки правозащитников не будут учтены.

В чем суть

Проект увеличивает перечень оснований для применения силы и спецсредств при пресечении любого нарушения режима. При этом надзиратели не несут ответственности за вред, причиненный ими заключенным.

Предложения не были учтены в полном объеме из-за «процедуры подготовки и принятия законопроектов», заверил замминистра юстиции Али Алханов, но их можно учесть при подготовке ко второму чтению. Отдельные полномочия сотрудников ФСИН можно обсудить дополнительно, согласен первый замдиректора ФСИН Анатолий Рудый. Проект направлен на предварительное рассмотрение, сейчас ждут заключение от заинтересованных лиц, говорит депутат Александр Хинштейн: «Высока вероятность, что мы его будем рассматривать в первом чтении, но уже в осеннюю сессию». В профильном комитете может быть создана рабочая группа с участием правозащитников, сказал депутат, и большинство претензий можно устранить ко второму чтению.

По мнению члена СПЧ, председателя Комитета против пыток Игоря Каляпина, концептуально два законопроекта не различаются, но внесенный проект содержит множество ошибок: «Очевидно, что это не чей-то злой умысел, поскольку подобный законопроект и для ФСИН создает множество проблем». Скандал возник из-за того, что правозащитники не увидели согласованных с ними изменений, пояснил «Ведомостям» председатель СПЧ Михаил Федотов. Нынешнее обсуждение можно считать нулевым чтением, потом нужно провести парламентские слушания, обсудить предложенные правозащитниками поправки и принять их во втором чтении, считает он.