Рабочая группа Минюста выработала единые стандарты качества юридической помощи
Пока этим требованиям соответствует только адвокатураРабочая группа Минюста, которая готовит проект концепции единых стандартов качества квалифицированной юридической помощи, определилась с тем, что следует таковыми считать, рассказал «Ведомостям» президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) Юрий Пилипенко. Речь идет об установленных законом формальных требованиях к тем, кто намерен такую помощь оказывать. В их числе юридическое образование, стаж, уровень квалификации, подтвержденный сдачей специального экзамена, членство в саморегулируемой организации, имеющей кодекс профессиональной этики и положение о дисциплинарной ответственности, а также обязательное повышение квалификации.
На необходимости введения таких стандартов Минюст настаивает с 2011 г., но реализация этой идеи постоянно откладывается «в связи с необходимостью выработки единой согласованной позиции» (с такой формулировкой в госпрограмму «Юстиция» в 2014 г. вносились поправки, отсрочившие на два года принятие закона о профессиональной юрпомощи). Сейчас работа активизировалась: созданная весной рабочая группа собиралась уже трижды (в последний раз – на прошлой неделе). По словам замминистра юстиции Елены Борисенко, к осени проект концепции должен быть вынесен на обсуждение, а в декабре – утвержден правительством.
Адвокатский минимум
Количество адвокатов в России к 2020 г. должно увеличиться вдвое: с 0,05 до 0,1 на одного жителя страны. Такие параметры заложены в государственную программу «Юстиция».
Пока единственная организация, удовлетворяющая всем сформулированным требованиям, – это адвокатура и другая вряд ли появится, признает Пилипенко: «Мы решили не злоупотреблять термином «адвокатская монополия». Но мы не собираемся отсекать практикующих юристов от судов, мы говорим: вступайте в наши ряды, и у нас всех будут единые правила». Это позволит гарантировать гражданам качество юридических услуг, поясняет он: «Сейчас, даже если адвокат плохо работает и его выгоняют из адвокатуры, он просто перестает платить взносы и продолжает оказывать юридические услуги». Стандарты не будут распространяться на корпоративных юристов, а граждане смогут и сами отстаивать интересы в суде.
На данном этапе члены рабочей группы сформулировали свои подходы, говорит президент Объединения корпоративных юристов Александра Нестеренко: «Для нас важно, что корпоративные юристы сохранят право представлять в суде интересы работодателя. Акцент должен быть сделан на необходимости для государства работать над защитой «слабой стороны», т. е. гражданина. Юрлицо должно иметь право само определиться, кто лучше представит его интересы в суде – привлеченный адвокат, юрист или сотрудник предприятия, хорошо знающий специфику его работы и предмет иска».
Большинство юрфирм уже сейчас включают в свои структуры адвокатов, говорит партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Но вряд ли стоит рассчитывать на быстрый рост качества юридических услуг с введением «адвокатской монополии», предупреждает он: организация самой адвокатуры должна стать гибче, нужно обеспечить удобство работы с ней бизнеса. Например, можно было бы предусмотреть возможность включения адвокатов в структуру компаний. Сейчас даже адвокаты из разных коллегий не могут создать адвокатский кабинет, а адвокатские бюро Минюст отказывается регистрировать, недоумевает Костальгин.