Спецпредставитель председателя ОБСЕ по Украине Хайди Тальявини подала в отставку

Это может быть связано с ощущением неотвратимости новой войны, предполагают эксперты
Хайди Тальявини (в центре) пока не объяснила причин своей отставки
Хайди Тальявини (в центре) пока не объяснила причин своей отставки / Vasily Fedosenko / REUTERS

Спецпредставитель председателя ОБСЕ по Украине, швейцарский дипломат Хайди Тальявини подала в отставку и «не будет далее исполнять свой мандат», сообщили в субботу швейцарские СМИ со ссылкой на МИД страны. Дипломатическое ведомство и сама Тальявини причины отставки пока не комментируют, заявляя, что подробности будут озвучены позднее, сказал пресс-секретарь МИД Швейцарии Пьер-Ален Эльтшингер агентству Bloomberg.

Представитель Украины в трехсторонней контактной группе Леонид Кучма выразил сожаление в связи с уходом Тальявини, а директор департамента политики и коммуникаций МИД Украины Алексей Макеев заявил, что это может привести «к замедлению диалога», пока новый человек не наладит взаимодействие со всеми сторонами. Спецпредставитель самопровозглашенной ДНР Денис Пушилин тоже признался, что «не очень рад» отставке Тальявини, поскольку она «прислушивается к аргументам», и выразил надежду, что ее уход «не скажется отрицательно на переговорах по урегулированию конфликта» (цитата по «Интерфаксу»). Официальных комментариев со стороны МИД России в выходные не последовало.

Прошлый опыт

В 1995 г. Тальявини входила в первую группу содействия ОБСЕ в Чечне, с 2000 по 2001 г. была личным представителем председателя ОБСЕ на Кавказе. В ноябре 2008 г. возглавила комиссию по расследованию причин конфликта в Южной Осетии: в докладе был сделан вывод, что войну начала Грузия, но в эскалации виновны обе стороны.

Тальявини могла устать от того, что огромные усилия были потрачены на работу, но в итоге политический диалог оказался в тупике, считает сотрудник Фонда Карнеги за международный мир Балаш Ярабик. Причина этого в том, что каждая из сторон (Киев, самопровозглашенные республики и Москва) полностью не удовлетворена ситуацией. Украинские власти недовольны самими минскими соглашениями, которые они не готовы выполнять до того, как вернут всю территорию Донбасса: в Киеве не могут даже представить, что будут обсуждать политические реформы и экономику с сепаратистами. Кроме того, Украина очень недовольна ОБСЕ, украинцы хотят, чтобы каждый на Западе им верил, но миссия ОБСЕ вела себя очень нейтрально, говорит Ярабик. Доклады ОБСЕ часто обвиняли в нарушении перемирия обе стороны, а не только повстанцев, как хотелось бы Киеву, добавляет эксперт Московского центра Карнеги Александр Баунов.

Повод для недовольства есть и у самопровозглашенных ДНР и ЛНР, продолжает Ярабик: они рассчитывали на Москву, но не получили того, что хотели, – денег и полной поддержки, также им некомфортна нынешняя линия разграничения, в некоторых ее частях есть уязвимые точки, позволяющие украинцам обстреливать Донецк и другие населенные пункты. Москва, в свою очередь, рассчитывала на то, что, показав свою добрую волю в выполнении минских договоренностей, она «получит награду» в виде влияния на Киев (проведение политической реформы, снятие блокады Донбасса), а также снятия либо ослабления санкций, но этого не произошло, говорит эксперт. Кроме того, по его словам, в последнее время (после замены российского представителя в контактной группе Михаила Зурабова на Азамата Кульмухаметова) Москва «поменяла риторику» и «начала оказывать давление на переговорный процесс» и лично на Тальявини. Собеседник «Интерфакса» в группе по организации встречи утверждал, что Тальявини решилась на отставку после неудачной встречи 2 мая, где на нее давила «одна из сторон», намекая на Киев. «Она устала от процесса. И это большая проблема, потому что она была человеком, которому доверяли все. Она была гарантом мирного процесса, и я думаю, что это символизирует возможный конец минских соглашений и как логичный итог – возобновление войны», – говорит Ярабик.

«Отставка посла Тальявини отражает растущее у нее огорчение и является еще одним знаком того, что мирный процесс переговоров, по сути, умер», – полагает старший программный директор берлинского отделения Фонда Маршалла Йорг Форбриг: «Ожидания таковы, что в предстоящее лето нас ожидает эскалация военного противостояния» (цитата по Bloomberg). Обе стороны не отказались от желания решить проблему силой, а без этого серьезные переговоры невозможны, считает бывший первый замминистра иностранных дел СССР Анатолий Адамишин. «Возможно, Тальявини понимает неотвратимость возвращения к военной стадии летом. Кто захочет при этом присутствовать?» – резюмирует Баунов.