Минюст и СПЧ предлагают отказаться от закона о некоммерческих организациях
Заодно должен уйти в прошлое институт иностранных агентов, считают в СПЧСовет по правам человека (СПЧ) и Министерство юстиции предлагают отказаться от закона о некоммерческих организациях. Такое предложение СПЧ выдвинул в ходе прошедшего на прошлой неделе заседания совместной рабочей группы по концепции гармонизации законодательства об НКО после получения письма из Минюста. В этом письме за подписью первого замминистра юстиции Сергея Герасимова Минюст предлагает отказаться от «трехуровневой» системы гражданских законов, когда между Гражданским кодексом и специальными законами о партиях, религиозных организациях и т. д. существует «прослойка» в виде законов общего характера, таких как закон об НКО. Положения закона об НКО воспроизводили нормы, содержавшиеся в прежней редакции Гражданского кодекса, что повлекло возникновение проблемы в правоприменении после обновления кодекса. Поэтому Минюст предложил сохранить в законе об НКО только те нормы, которые касаются публично-правовых отношений – госрегистрации и контроля за НКО, поскольку гражданско-правовой статус урегулирован кодексом. Кроме того, Минюст поддержал идею о подготовке федерального закона об объединениях граждан.
СПЧ подготовит еще один вариант концепции с учетом замечаний Минюста, сообщил «Ведомостям» председатель совета Михаил Федотов. Совет предлагает прописать регистрацию НКО в законе о государственной регистрации юридических лиц, а контроль за НКО – в законе о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля. Публично-правовую специфику регулирования НКО предложено отразить в законе об объединениях граждан, говорит Федотов. Этот новый закон будет регулировать деятельность социально ориентированных НКО. «Что касается иностранных агентов, то с принятием закона о нежелательных организациях данный институт должен уйти в прошлое, как утративший всякий смысл, тем более что понятие «политической деятельности» адекватно определить никому не удалось», – говорит Федотов.
Закон об объединениях граждан может прийти на смену закону об общественных объединениях, говорит участник рабочей группы, член Общественной палаты Владислав Гриб. «Минюст поддерживает этот закон, поскольку там понимают, что нынешний нуждается в изменениях, хотя идеология этого закона у СПЧ и Минюста могут отличаться», – говорит Гриб. В эффекте от перелицовки законодательства об НКО сомневается руководитель правозащитной организации «Команда 29» Иван Павлов. Ранее он возглавлял Фонд свободы информации, который был признан иностранным агентом и приостановил свою деятельность. «Нивелировать негативное воздействие закона об иностранных агентах не получится, власть не даст себя обмануть, поскольку цель, которую преследовал этот закон, достигнута – работа одних организаций парализована, другие ждут, когда их включат в реестр», – говорит Павлов. Новое законодательство не изменит то, что хотели бы поменять НКО, говорит он: «Если переписать плохие нормы из плохого закона в хороший закон, то они не станут работать лучше».