Участницы группы Pussy Riot, пострадавшие в Сочи от рук казаков, жалуются в Страсбургский суд
По их мнению, государство отказалось расследовать это нападениеНадежда Толоконникова, Мария Алехина и Петр Верзилов, а также краснодарская художница Лусинэ Джанян и активист Алексей Некрасов пожаловались в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) на отказ правоохранительных органов расследовать нападение на них. Инцидент произошел в Сочи 18 февраля 2014 г., когда группа в балаклавах исполнила песню «Путин научит тебя Родину любить» около олимпийского баннера. Казаки использовали плетки и слезоточивый газ, чтобы помешать исполнению. Спустя два дня один из нападавших был оштрафован за нарушение общественного порядка, но возбуждать уголовное дело полиция отказалась за отсутствием состава преступления.
Заявители полагают, что были нарушены их права на свободу слова и справедливый суд. Казаки, которые находятся на госслужбе и фактически являются представителями правоохранительных органов, избили активистов за критику политики Кремля и коррупции, а полиция сделала все, чтобы не расследовать инцидент, хотя все нападавшие были установлены. Адвокат пострадавших Александр Попков говорит, что транспортная прокуратура несколько раз отменяла решение об отказе в возбуждении дела, но безрезультатно.
Казачество сегодня уже не фольклорная группа: это сплоченная часть жителей края, которая сохранила свою самобытность, принципы своих предков, веру в Бога, безграничную любовь к своей земле.
Это очень распространившаяся практика, когда в отношении оппозиции используют политически мотивированное насилие и оно остается безнаказанным, говорит руководитель ассоциации «Агора» (ее юристы представляют заявителей в ЕСПЧ) Павел Чиков: «Избиение журналистки Елены Костюченко в Москве, история с «дачингом» Навального, избитый наблюдатель на выборах в Балашихе – в нашем производстве около 15 таких дел». По его словам, особенность этой истории в том, что произошло очевидное наказание за политическое высказывание. При этом ЕСПЧ даст оценку и статусу казачества как правоохранительной структуры, надеется Чиков: если казаки охраняют порядок от имени государства, то и отвечать за их действия должно государство. В последнее время создается много квазиохранительных структур, контроль за ними отсутствует, а ведь при определенных условиях они могут создать очень серьезные проблемы, предупреждает правозащитник.
Получить комментарии Сочинского линейного УВД на транспорте в пятницу не удалось. «Сначала у нас люди на голове ходят по улице, а потом пытаются отстаивать свои права и свободы», – недоумевает заместитель атамана Кубанского казачьего войска Константин Перенижко. По его мнению, этим событиям можно давать разные оценки, но есть прокуратура, следствие и суд, которые устанавливают вину, и именно они должны этим заниматься. С точки зрения законодательства казачье войско – это некоммерческая организация, на которую законом о госслужбе казачества возложены определенные задачи, и казаки эту службу несут, говорит Перенижко.