«Газпром» и «Лукойл» против наказания юрлиц ликвидацией
Бизнес не одобряет ужесточения нового кодекса об административных правонарушенияхЦентральный банк России направил в Госдуму предложения и замечания на процессуальную и общую части нового Кодекса административных правонарушений (КоАП).
При подготовке Особенной части КоАПа ЦБ предлагает все составы и полномочия по возбуждению и рассмотрению дел, принадлежащих ЦБ, изложить в отдельной главе «Административные нарушения в сфере финансовых рынков» (за исключением законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем). Дела по всем составам, компетенция по возбуждению которых передана Центробанку, должны рассматриваться сотрудниками Банка России, считает ведомство.
Предложения по процессуальной части включают право должностного лица истребовать документы для решения о возбуждении дела. ЦБ предлагает распространять уведомления и протоколы по интернету, участвовать в рассмотрении дела по видеосвязи, наделить судью правом возвращать дело на доработку прокурору, а некоторым составам определить упрощенный порядок рассмотрения дел.
Перечень обстоятельств, отменяющих производство по делу, дополняется исключением юридического лица из перечня единого государственного реестра юрлиц, а также ликвидацией юрлица. В этих же случаях судья может прекратить исполнение постановления.
Общая часть требует доработок, считает Банк России. Так, ведомство обращает внимание на противоречие между статьей, по которой наказание ниже низшего предела назначается судом, должностным лицом или органом, рассматривающим дело, и статьей, в которой такое право дается только суду. Банк предлагает предоставить право освобождать от уплаты штрафа (в случае, если оштрафованный после уплаты не сможет продолжать свою деятельность) не только судам, но и административным органам.
По мнению регулятора, представляется "сомнительной" необходимость закрепления в КоАПе принципа неотвратимости ответственности: в отзыве говорится, что такого нет даже в Уголовном кодексе. Центробанк не поддерживает положения нового кодекса об ответственности суда, органа или должностного лица за принятые решения и отмечает, что такая статья противоречит закону о статусе судей. ЦБ также просит депутатов конкретизировать меры принуждения в случае, если лицо отказывается исполнять административное наказание. Определение малозначительного административного правонарушения исключает возможность отнесения к малозначительным правонарушениям, имеющим формальный состав, что, по мнению Банка России, неприемлемо, так как большинство нарушений и так являются формальными.
Что сказал бизнес
Кроме ЦБ, отзывы предоставили Центральная избирательная комиссия (ЦИК), компании "Сургутнефтегаз", "Газпром" и "Лукойл".
"Сургутнефтегаз" считает, что логика замены действующего КоАПа неочевидна, и видит в новом документе угрозу усиления административного давления, прежде всего на хозяйствующие субъекты. "Такие тенденции характерны не для гражданского общества, а для полицейских государств", - сказано в отзыве. Компания выступает против принципа неотвратимости административной ответственности, против критериев правонарушений, повторного привлечения к ответственности за одно и то же, расширения числа привлекаемых к более строгой административной ответственности, как должностные лица. "Сургутнефтегаз" недоволен тем, что индивидуальные предприниматели выделены в отдельную категорию субъектов административной ответственности, новыми видами наказаний для юрлиц, новым порядком исчисления штрафов и нормами о ликвидации юридического лица.
В отзыве сказано, что почти любое правонарушение в сфере экономической деятельности крупного предприятия в новом КоАП будет попадать под категорию грубых, что не позволит назначать наказания ниже низшего предела. Отмечается, что усилит нагрузку на общество и увеличение срока давности привлечения по административным делам с 2 месяцев до 1 года.
"Газпром" отмечает неточность нормы о назначении штрафа ниже низшего, отмечая, что не прописаны конкретные условия назначения такого наказания. "Газпром" считает, что в проекте нет исследования и обоснований того, что новые размеры административных штрафов будут способствовать соблюдению законодательства, а категории правонарушений должны быть сформулированы точнее. Компания называет чрезмерной и необоснованной норму о ликвидации юрлиц, высказывается против увеличения срока давности привлечения по административным делам. "Лукойл" также против ликвидации юрлиц, лишения лицензии, исправительных работ, увеличения срока давности. ЦИК просит выделить себе отдельную главу под нарушения выборного законодательства, а концептуальных замечаний по проекту не имеет.
Новый КоАП был подготовлен в январе: в пояснительной записке сказано, что действующий КоАП, принятый в 2001 г., выполнил ряд важных задач, но после введения его в действие было принято свыше 350 федеральных законов, предусматривающих изменения в кодексе, всего в него внесено свыше 2500 изменений. "Вследствие этого кодекс в значительной мере утратил единство правового регулирования, многие нормы кодекса стали трудными для восприятия", - отмечают законодатели. Изменения потребовались также из-за судебной реформы, реформы структуры и системы федеральных органов исполнительной власти, реформы законодательства об осуществлении государственного контроля (надзора).