Центризбирком приготовил программу к выборам в Госдуму
Сегодня комиссия представит рекомендации оформления сведений о кандидатах и программный модульЦентральная избирательная комиссия (ЦИК) в понедельник представила новую электронную программу, упрощающую процесс оформления документов, которые кандидаты и политические партии должны будут подавать в избирательные комиссии на выборах в Госдуму 2016 г. Перечень таких документов ЦИК планирует утвердить на заседании 20 мая, сообщила член комиссии Майя Гришина. Интерактивный раздел, который позволяет оформить комплект документов кандидата или списка кандидатов от партии и на бумаге, и в машиночитаемом виде, появится на сайте ЦИК с 2015 г., но может быть еще доработан.
Недочеты при оформлении документов – одна из наиболее распространенных причин отказа в регистрации кандидатов. Например, в 2009 г. Мосгоризбирком отказался регистрировать оппозиционера Илью Яшина кандидатом на выборах в Мосгордуму из-за отсутствия в шапке подписного листа «подстрочника» – подсказки мелким шрифтом, которая поясняет, какие данные о себе кандидат обязан указать. Особенно часто с такими претензиями приходится сталкиваться парламентским партиям, которые освобождены от сбора подписей в поддержку своего списка кандидатов. Депутат Госдумы, руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев вспоминает, что в прошлом году ростовский облизбирком снял троих кандидатов от компартии, которые допустили «грубую» ошибку в документах: в справке об отсутствии у них зарубежных активов и недвижимости они поставили прочерк вместо ноля. В Краснодарском крае с выборов был снят весь список КПРФ из-за отсутствия в документах нотариально заверенной копии устава партии, хотя ранее в избиркоме заявляли, что такая бумага не нужна. А бывшему генеральному прокурору Юрию Скуратову в 2003 г. отказали в регистрации на выборах в Госдуму со ссылкой на то, что он указал в графе «профессия», что является заведующим кафедрой вуза, но не указал, что имеет звание профессора.
Верните залог
Постоянная комиссия по избирательным правам президентского Совета по правам человека рекомендует формировать избиркомы всех уровней на основе предложений политических партий, восстановить институт избирательного залога и избирательных блоков, а также гарантировать общественным объединениям возможность направлять наблюдателей на избирательные участки.
Но если Центризбирком, как следует из проекта постановления, порекомендует пользоваться собственными «правилами оформления сведений о кандидатах», претензии к подстрочникам еще цветочками покажутся, предупреждает представитель партии «Патриоты России» в ЦИК Евгений Шевченко. Раньше это была памятка, которую использовал редакционно-издательский отдел Центризбиркома для подготовки к опубликованию списков кандидатов в СМИ, а теперь этот документ официально утвержден секретарем комиссии, и партии, оказывается, уже год должны им пользоваться. Слово «микрорайон» в соответствии в этими правилами сокращено до «м/р-н», слово «город» вообще сокращать нельзя, как и слово «район», зато почему-то настоятельно рекомендуется указывать размер долей в совместной собственности, принадлежащих и другим ее совладельцам (эти сведения должны быть заключены в круглые скобки, в именительном падеже), хотя ни один закон такого требования к кандидатам не предусматривает.
В Центризбиркоме дают понять, что использование программного модуля для подготовки документов не гарантирует отсутствия ошибок, которые могут стоить кандидату регистрации. Так ставить вопрос некорректно, говорит зампред ЦИК Леонид Ивлев: наличие или отсутствие ошибок зависит от того, как оформлены документы кандидатами.
Оформление кандидатами документов в машиночитаемом виде обеспечит удобство не столько участникам кампании, сколько самой комиссии, считает Соловьев: это означает, что там не должны будут вводить все эти данные в ГАС «Выборы» вручную. На самом же деле любые технические погрешности в оформлении документов при желании могут быть использованы против кандидатов, если возникнет такая потребность, уверен коммунист: «Я своим юристам так и сказал: ориентируемся не на машиночитаемые документы, а на закон».